Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Плохая связь: как в Узбекистане похитили российскую сотовую сеть

© коллаж ИноСМИМТС в Узбекистане
МТС в Узбекистане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У узбекского суда ушло всего 14 минут на то, чтобы отозвать лицензию у крупнейшего российского оператора сотовой связи компании МТС. Это дело, которое рассматривалось в прошлом году, закончилось тем, что 40% граждан Узбекистана, проснувшись поутру, обнаружили, что их мобильные телефоны отключены.

У узбекского суда ушло всего 14 минут на то, чтобы отозвать лицензию у крупнейшего российского оператора сотовой связи компании МТС. Это дело, которое рассматривалось в прошлом году, закончилось тем, что 40% граждан Узбекистана, проснувшись поутру, обнаружили, что их мобильные телефоны отключены.

А на прошлой неделе вердиктами о виновности сотрудников МТС завершился другой уголовный процесс, что вполне может привести к полной экспроприации узбекскими властями местного филиала МТС, в который материнская российская компания, согласно ее заявлениям, за последние восемь лет вложила около 1 миллиарда долларов.

Это дело в новом свете показало страну, у которой - одни из худших в мире показателей в сфере прав человека, но которую Запад обхаживает всеми силами из-за ее стратегической значимости.

МТС, привыкшая работать на тернистых рынках постсоветского мира, возлагала надежды на то, что не столкнется с вымогательством, которому подвергаются другие компании, действующие в Узбекистане. Но российский телекоммуникационный гигант был вынужден списать со своего баланса активы на сотни миллионов фунтов стерлингов, когда началось безжалостное преследование его узбекского филиала.

Читайте также: Узбекистан отказался от иностранных военных баз


«Это самый крупный провайдер связи в Центральной Азии, и нас подвергли классическому шантажу и вымогательству», - говорит вице-президент МТС по вопросам стратегии и корпоративного развития Майкл Хеккер (Michael Hecker).

«Компанию систематически лишали собственности с грубыми нарушениями прав человека и процедурных прав. В это просто невозможно поверить».

Когда МТС купила в 2004 году маленькую местную компанию сотовой связи «Уздунорбита», ее бизнес в Узбекистане пошел в гору. Но этим летом у МТС возникли трудности, когда исчез местный руководитель ее узбекского филиала, очевидно, отреагировавший таким образом на намек о грядущих проблемах.

Вскоре после этого арестовали пятерых членов высшего руководства филиала. Одного из них, гражданина России, освободили в результате давления со стороны российского Министерства иностранных дел; но четверо узбеков остаются в тюрьме, а сотни сотрудников компании были вызваны на допросы.

На одного из арестованных менеджеров надели наручники и провели перед прочими сотрудниками МТС, вызванными в прокуратуру в качестве свидетелей. Об этом Independent рассказал из Ташкента нанятый МТС российский адвокат Владимир Козин.

Такая тактика запугивания должна была дать сотрудникам наглядное представление о том, что с ними может случиться, если они не дадут «правильные» показания, утверждает юрист. К тому моменту, когда адвокатов пустили в помещение для допроса, свидетели уже подписали свои показания, которые затем были безо всяких вопросов и обсуждений переданы в суд.

Также по теме: Выход Узбекистана из ОДКБ подчеркивает стоящую перед Россией дилемму

У Узбекистана - отвратительные показатели в области защиты прав человека, причем такая ситуация сложилась уже давно. Там применяется принудительный детский труд на уборке хлопка, звучат заявления о систематических пытках в тюрьмах. А в 2005 году власти устроили массовую бойню в Андижане, расстреляв сотни безоружных демонстрантов. Со времен распада Советского Союза страной руководит президент Ислам Каримов. А многие иностранные инвесторы и западные дипломаты называют его дочь и светскую львицу Гульнару Каримову влиятельным магнатом в мире бизнеса, утверждая, что она контролирует значительную часть экономики страны.

Каримова неизменно отрицает, что является владелицей широкого круга предприятий и компаний в Узбекистане. Однако, давая в 2004 году одно из немногих интервью западным СМИ, Каримова заявила Independent, что владела контрольным пакетом «Уздунорбиты», пока компанию не продали МТС.



МТС отказывается говорить о том, платила или нет компания Каримовой в момент приобретения «Уздунорбиты», и вела ли она переговоры с ней напрямую.

Посольства Узбекистана в России и США не ответили на просьбы прокомментировать случившееся, как и узбекская прокуратура. Американский юрист Кэролин Лэмм (Carolyn Lamm), выступавшая ранее от имени узбекского правительства в судебных разбирательствах, а в августе привезшая в Ташкент делегацию представителей американского бизнеса, утверждает, что дело это простое, и связано оно лишь с выполнением законных правил и норм.

Она заявила Independent из Вашингтона, что не принимает участия в узбекском деле против МТС, однако сообщила, как слышала на деловом форуме, что «они не заплатили налоги и работали незаконно».

Читайте также: Узбекский демарш

Лэмм настаивает на том, что «Узбекистан - это великолепное место для вложения капитала».

На заключительном этапе судебного процесса против сотрудников МТС четверых менеджеров на прошлой неделе признали виновными по целому ряду эпизодов и статей, включая уклонение от уплаты налогов, злоупотребление служебным положением, подлог и странно звучащее обвинение в «псевдопредпринимательской деятельности». Мужчин выпустили из заключения, но приговорили к штрафу на сумму 700 с лишним миллионов долларов. Суд распорядился собрать эти средства за счет конфискации собственности МТС. Адвокаты заявляют, что менеджеры боятся подавать апелляцию.

По словам Козина, это уголовное дело, в котором собрано более 60000 страниц свидетельских показаний, рассматривалось всего две недели, а на рассмотрение другого дела, когда МТС лишили лицензии на деятельность, ушло всего 14 минут. В результате страна погрузилась в хаос, так как миллионы граждан Узбекистана остались с неработающими SIM-картами. «Я работаю в России и по всему этому региону с 1988 года, и многое повидал, но ни с чем подобным я еще не сталкивался», - заявил Козин.

Хеккер из МТС называет данную ситуацию «совершенно нелепой с точки зрения любых разумных и приемлемых правовых норм и стандартов».

По его словам, МТС не может «усадить за стол переговоров никого из серьезных людей» в Узбекистане, чтобы обсудить этот вопрос.

Также по теме: Пентагон рассматривает возможность передачи Ташкенту военной техники и вооружений


Аналитики согласны с тем, что это похоже на классический случай принудительного отчуждения собственности, и говорят, что круг людей, имеющих возможность санкционировать столь вопиющие по своей наглости действия против крупнейшего в стране иностранного инвестора, очень узок.

«Трудно поверить, что это могло быть сделано без явного разрешения со стороны высшего узбекского руководства», - говорит исследователь Human Rights Watch Стив Свердлов (Steve Swerdlow), специализирующийся на Центральной Азии.

Он добавляет: «Будет преуменьшением сказать, что во время этого процесса были нарушены нормы отправления правосудия. Это очередной предупредительный сигнал о том, насколько опасно заниматься в Узбекистане бизнесом, а также очередное напоминание о деспотичности государства и его руководителей».

Гульнара Каримова, главная светская львица

Старшая дочь узбекского президента Ислама Каримова Гульнара - это главная светская львица в Центральной Азии.

Она попыталась выбраться из тени своего отца, начав целый ряд проектов в таких областях, как пошив модной одежды и изготовление ювелирных изделий. А совсем недавно она выступила в качестве поп-певицы.

Используя псевдоним Гугуша (видимо, так называет ее любящий отец), Каримова оплатила рекламную кампанию в США, авторы которой назвали ее «экзотической узбекской красавицей». В американских дипломатических телеграммах говорится, что, по мнению многих узбеков, 40-летняя Гульнара контролирует в стране множество компаний, однако сама Каримова это отрицает.