Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Карибский кризис: как США играли в русскую рулетку с ядерной войной

Президента Кеннеди часто хвалят за урегулирование кризиса. Но в действительности он пошел на огромный риск в попытке навязывания американской гегемонии.

© Фото : Courtesy of CIAСъемки ракет с американского самолета-разведчика
Съемки ракет с американского самолета-разведчика
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
50 лет тому назад в последнюю неделю октября мир застыл, узнав, что Советский Союз разместил на Кубе ракеты в ядерном снаряжении, и находился в оцепенении вплоть до официального окончания кризиса. Но хотя общественность этого не знала, неофициально кризис продолжался.

50 лет тому назад в последнюю неделю октября мир застыл, узнав, что Советский Союз разместил на Кубе ракеты в ядерном снаряжении, и находился в оцепенении вплоть до официального окончания кризиса. Но хотя общественность этого не знала, неофициально кризис продолжался.

Картиной мира, застывшего в оцепенении, мы обязаны бывшему историку из президентской библиотеки им. Джона Ф. Кеннеди Шелдону Стерну (Sheldon Stern), который опубликовал заслуживающие доверия записи совещаний президентского комитета, где Кеннеди вместе со своими самыми близкими советниками обсуждал вопрос о том, как действовать в условиях кризиса. Эти совещания тайно записывал сам президент, и данное обстоятельство могло повлиять на то, что его позиция на заседаниях была довольно умеренной по сравнению с  другими участниками, не знавшими, что их слова станут достоянием истории. Стерн недавно опубликовал доступный и точный обзор этих исключительно важных записей, которые были рассекречены лишь в 1990-х годах. Я процитирую его слова. «Никогда до и после этого, - заключает он, - человеческая цивилизация не висела столь опасно на волоске от гибели, как в эти короткие недели опасных обсуждений». Итогом его работы стала книга под заголовком «Тhe Week the World Stood Still» (Неделя, когда мир застыл).

Для обеспокоенности во всем мире были веские основания. Он стоял на пороге ядерной войны - войны, которая могла «уничтожить Северное полушарие», как предупреждал президент Эйзенхауэр. По оценке самого Кеннеди, вероятность возникновения войны составляла 50%. Цифры выросли, когда конфронтация достигла своего пика, и в Вашингтоне «ввели в действие план Судного дня, обеспечивающий выживание правительства». Об этом пишет журналист Майкл Доббс (Michael Dobbs) в своем недавнем, основанном на большом объеме изученного материала бестселлере на тему кризиса. Правда, автор не объясняет, каков смысл реализации этого плана с учетом возможного характера ядерной войны. Доббс приводит слова Дино Бруджиони (Dino Brugioni), «одного из главных членов команды ЦРУ, отслеживавшей наращивание советской ракетной группировки». Бруджиони не видел иного выхода, кроме «войны и полного уничтожения», когда стрелки ядерного апокалипсиса показывали без одной минуты полночь. «One Minute to Midnight» (Без одной минуты полночь) - так Доббс назвал и свою книгу. Близкий помощник Кеннеди историк Артур Шлезингер (Arthur Schlesinger) назвал эти события «самым опасным моментом в истории человечества». Министр обороны Роберт Макнамара (Robert McNamara) вслух задавал вопрос о том, доживет ли он до следующих выходных, а позднее признавался, что «нам сильно повезло». Хотя то была удача на волоске от гибели.

Если пристальнее взглянуть на происходившее тогда, у этих оценок и высказываний появляется исключительно мрачный подтекст, отзвуки от которого звучат по сей день.

«Самый опасный момент»

Есть несколько дат-кандидатов на «самый опасный момент». Первая это 27 октября, когда американские эскадренные миноносцы, обеспечивавшие блокаду Кубы, сбрасывали глубинные бомбы на советские подводные лодки. Согласно советским отчетам, о которых сообщил Архив национальной безопасности, командиры подводных лодок были «настолько встревожены, что начали говорить об использовании ядерных торпед, чей заряд мощностью в 15 килотонн примерно соответствовал бомбе, разрушившей в августе 1945 года Хиросиму».

В одном из случаев решение о приведении в боевую готовность торпеды в ядерном снаряжении в последнюю минуту отменил капитан второго ранга Василий Архипов. Возможно, именно он спас мир от ядерной катастрофы. Мало у кого возникают вопросы по поводу возможной американской реакции на пуск такой торпеды, а также по поводу реакции русских на то, что их страна гибнет в ядерном пожарище. Кеннеди уже ввел высочайшую степень ядерной боевой готовности, за которой должен последовать пуск ракет. С введением такого уровня готовности «натовские самолеты с турецкими [или с другими] летчиками… получали разрешение на вылет, полет до Москвы и сброс бомбы», о чем на страницах Foreign Affairs пишет стратегический аналитик Гарвардского университета Грэм Аллисон (Graham Allison).

Второй кандидат это предыдущий день 26 октября. Этот день назвал «самым опасным моментом» летчик бомбардировщика B-52 майор Дон Клосон (Don Clawson), пилотировавший один из таких натовских самолетов. Он рассказывает жуткие детали о вылетах во время кризиса, о «В-52, находившихся в воздухе в постоянной готовности к применению имевшегося на борту ядерного оружия». 26 октября страна ближе всего подошла к ядерной войне, пишет Клосон в своих «непочтительных анекдотах летчика ВВС» под названием «Is That Something the Crew Should Know?» (А надо ли об этом знать экипажу?). В тот момент и сам Клосон был близок к тому, чтобы ввергнуть мир в пучину ядерной катастрофы. Он делает такой вывод:

«Нам чертовски повезло, что мы не взорвали мир - нет, не благодаря политическому и военному руководству нашей страны».

Ошибки, путаница, опасные ситуации, а также неверные представления руководства, о которых пишет Клосон, просто поражают. Но поражают меньше, чем правила оперативного управления - или их отсутствие. Клосон так описывает пережитое им во время 15-ти и 24-часовых полетов стратегических бомбардировщиков (это максимально возможное время): командиры «никак не могли помешать какому-нибудь взбунтовавшемуся экипажу или его члену поставить на боевой взвод и сбросить термоядерный заряд», или даже поставить по радио задачу, по которой «все находящиеся в воздухе самолеты отправились бы ее выполнять, и никакой возможности для ее отмены не было бы». Он так пишет о полете экипажа с термоядерным оружием на борту:

«Можно было поставить все это оружие на боевой взвод и сбросить его без команды с земли. Никакой блокировки у этих систем не было».

По словам директора по вопросам планирования из штаба ВВС генерала Дэвида Берчинала (David Burchinal), в воздухе находилось около трети всей авиации. Стратегическое авиационное командование, которое по идее должно было всем этим командовать, ничем особо не управляло. И как пишет Клосон, Стратегическое авиационное командование держало в неведении высшее военно-политическое руководство страны. А это значит, что члены президентского комитета, решавшие судьбы мира, знали еще меньше. Устный рассказ генерала Берчинала вызывает не меньшую оторопь и свидетельствует о еще большем презрении военных к гражданскому управлению. По его словам, никто не сомневался в том, что русские капитулируют. Боевые вылеты должны были четко показать им, что в военной конфронтации Россия Америке не соперница, и что ее легко можно будет уничтожить.

Основываясь на записях заседаний комитета при президенте, Стерн приходит к выводу, что 26 октября президент Кеннеди «склонялся к началу военных действий с целью уничтожения ракет» на Кубе. Согласно планам Пентагона, вслед за этим должно было состояться вторжение на остров. Тогда было очевидно, что такие действия могут привести к войне на уничтожение, и этот вывод был подкреплен позднее, когда стало ясно, что оперативно-тактическое оружие было уже развернуто, и что российские силы были намного мощнее, чем докладывала американская разведка.

Когда президентский комитет 26 октября в 6 часов вечера заканчивал свое совещание, было доставлено письмо от премьер-министра Хрущева на имя президента Кеннеди. По словам Стерна, послание Хрущева было ясным и четким.

«Ракеты будут вывезены, если Соединенные Штаты  пообещают не нападать на Кубу».

На следующий день в 10 часов утра президент снова включил секретную запись. Он вслух зачитал только что переданное ему сообщение телеграфного агентства:

«Премьер Хрущев заявил в направленном сегодня президенту Кеннеди послании, что он выведет наступательное оружие с Кубы, если Соединенные Штаты  выведут свои ракеты из Турции».

То были ракеты «Юпитер» с ядерными боеголовками. Вскоре достоверность сообщения была подтверждена. Хотя для комитета это стало подобно грому среди ясного неба, такое развитие событий не было неожиданным. «Мы уже неделю знали о том, что такое может случиться», - проинформировал членов комитета Кеннеди. Он понимал, что отказываться от молчаливого непротивления общества будет трудно. То были устаревшие ракеты, и их вывод был уже запланирован. На смену им должны были прийти гораздо более смертоносные и по сути дела неуязвимые ракеты «Поларис». Кеннеди признавал, что если предложение поступит от Хрущева, он окажется в очень сложном положении, потому что ракеты в Турции были бесполезны и все равно выводились оттуда, и потому что «любому человеку в ООН, да и вообще любому здравомыслящему человеку это покажется очень справедливой и честной сделкой».

Серьезная дилемма


Так что руководство столкнулось с серьезной дилеммой. У них на руках было два немного разных предложения от Хрущева, нацеленных на ликвидацию угрозы катастрофической войны. И каждое из них казалось «очень справедливой и честной сделкой» «любому здравомыслящему человеку». Как поступить?

Один вариант заключался в том, чтобы вздохнуть с облегчением от того, что цивилизация сохранится, с готовностью принять оба предложения, объявить миру, что США будут придерживаться норм международного права и откажутся от угроз нападения на Кубу, вывести устаревшие ракеты из Турции, а затем продолжить наращивание ядерной угрозы против Советского Союза, выведя ее на новый уровень - конечно же, в рамках глобального окружения России. Однако это было немыслимо.

Основную причину того, почему такие мысли не могли даже рассматриваться, назвал советник по национальной безопасности, бывший декан Гарварда и, по общему мнению, самая яркая звезда в окружении президента Кеннеди Макджордж Банди (McGeorge Bundy). Мир должен понять, что «сегодня угроза миру таится не в Турции, а на Кубе», где на нас нацелены ракеты. Гораздо более мощные ракетные силы США, нацеленные на более слабого и более уязвимого советского врага, никак не могут быть угрозой миру, потому что  мы Хорошие, и это могут подтвердить многие в Западном полушарии и за его пределами. Но не те, кто стали жертвами продолжающейся террористической войны США против Кубы, не те, кто начал «кампанию ненависти» в арабском мире, так озадачившую Эйзенхауэра (но не удивившую Совет национальной безопасности, который четко все объяснил).

И конечно же, мысль о том, что США могут сдержать нормы международного права, была настолько нелепа, что не заслуживала даже рассмотрения. Как объяснил недавно авторитетный либеральный комментатор Мэтью Иглесиас (Matthew Yglesias), «одна из основных функций международного порядка заключается в том, чтобы узаконить применение смертоносной силы западными державами» - то есть, Соединенными Штатами. Поэтому «исключительно наивно» и довольно «глупо» говорить о том, что США должны соблюдать нормы международного права и прочие условия, которые мы навязываем бессильным. Это очень откровенное и долгожданное разоблачение оперативных допущений, которые высокое собрание из президентского комитета считало само собой разумеющимися.

В последовавшем затем разговоре президент подчеркнул, что мы окажемся в «плохом положении», если решим разжечь мировой пожар, отвергнув предложения, которые выжившие в нем смогут посчитать весьма разумными - если кому-нибудь будет до этого дело. Такая «прагматичная» позиция стала максимумом, преодолеть который не смогли никакие нравственные соображения. Анализируя опубликованные недавно документы о терроре эпохи Кеннеди, специалист по Латинской Америке из Гарвардского университета Хорхе Домингес (Jorge Domínguez) отмечает: «Лишь один раз на этой тысяче страниц документов американский руководитель выступил с чем-то, отдаленно напоминающим слабое моральное возражение против государственного терроризма США».

Один из членов аппарата Совета национальной безопасности заявил, что «бессистемные удары, лишающие жизни ни в чем не повинных людей … могут породить неблагоприятные отклики прессы в некоторых дружественных нам странах». Такое отношение преобладало на протяжении всех дискуссий во время ракетного кризиса. Так, Роберт Кеннеди предупредил, что полномасштабное вторжение на Кубу «приведет к гибели огромного множества людей, и из-за этого на нас обрушатся с мощной критикой». Такое отношение преобладает и сегодня, лишь за редкими исключениями, что подтверждается многочисленными документами.

Без ведома общества…

Мы могли бы оказаться в еще худшем положении, если бы мир больше знал о том, что делали Соединенные Штаты  в то время. Лишь недавно удалось узнать, что за полгода до октябрьских событий Соединенные Штаты  тайком разместили на Окинаве ракеты, фактически идентичные тем, что русские позднее отправили на Кубу. Конечно, они были нацелены на Китай, и происходило это в момент обострения региональной напряженности. Окинава остается важнейшей военной базой США для проведения наступательных операций, хотя против этого активно выступают жители острова. Сейчас они не испытывают никакого энтузиазма от того, что на военной базе Футэмма будут размещены часто терпящие крушения конвертопланы V-22 Osprey - ведь база эта находится в самом центре густонаселенного города.

В ходе дальнейших совещаний Соединенные Штаты  взяли на себя обязательство убрать из Турции устаревшие ракеты. Но сделали они это не очень публично, и только в устном виде. Ведь важно было создать впечатление, что Хрущев капитулировал. В этом плане предлагается весьма интересная причина, которую считают разумной и здравой как ученые, так и комментаторы. Вот что пишет об этом Доббс:

«Если бы возникло впечатление, что Соединенные Штаты  ликвидируют ракетные базы в одностороннем порядке под давлением Советского Союза, то в альянсе [НАТО] могли возникнуть трещины».

Либо, выражаясь немного точнее, если бы Соединенные Штаты в ходе торга с Россией, который «любому здравомыслящему человеку» показался бы очень «справедливой и честной сделкой», заменили бесполезные ракеты на гораздо более смертоносные системы, как и планировалось, то в альянсе НАТО возникли бы трещины. Безусловно, когда русские вывели с Кубы единственное средство сдерживания от угрозы американского нападения, которая легко могла перейти к стадии прямого вторжения, кубинцы были возмущены. Но такое сравнение несправедливо по одной стандартной причине: мы люди важные и значимые, а они просто «нелюди», если пользоваться терминологией Оруэлла.

Кеннеди неофициально взял на себя обязательство не нападать на Кубу, но при одном условии: с Кубы не просто должны быть выведены ракеты, там должно быть прекращено, или как минимум «существенно снижено» русское военное присутствие. (В отличие от находящейся на границе с Россией Турции, где ни о чем подобном и думать было нельзя.) Когда Куба перестанет быть «вооруженным лагерем», тогда «мы, возможно, и не нападем» - таков был смысл слов президента. Он добавил, что если Куба хочет освободиться от угрозы американского вторжения, она должна положить конец своим «политическим диверсиям» (выражение Стерна) в Латинской Америке.

Политические диверсии были постоянной темой на протяжении многих лет. Она возникла, например, когда Эйзенхауэр сверг парламентскую власть в Гватемале и швырнул эту измученную страну в пропасть, из которой она так пока и не вылезла. Эта тема жила и здравствовала в 1980-е годы, когда Рейган вел свои жестокие террористические войны в Центральной Америке. «Политическая диверсия» заключалась в поддержке тем, кто противостоял смертоносным нападениям США и зависимых от них режимов, а также  - о ужас из ужасов! - в поставке оружия жертвам.

Проблема с Кастро

Что касается Кубы, то совет политического планирования Госдепартамента объяснял следующее:

«Главная опасность, с которой мы сталкиваемся в лице Кастро… заключается в том влиянии, которое само существование его режима оказывает на левые движения во многих странах Латинской Америки… То простое обстоятельство, что Кастро вполне успешно оказывает демонстративное неповиновение США, сводит на нет всю нашу политику в Западном полушарии, проводившуюся почти полтора столетия».

В доктрине Монро провозглашалось американское намерение господствовать в Западном полушарии, которое в то время было неосуществимо. Пример величайшей важности для современности приводит иранский ученый Эрванд Абрахамян (Ervand Abrahamian) в своем исследовании на тему американо-британского заговора с целью свержения парламентского режима Ирана в 1953 году. Скрупулезно изучив служебные документы, он убедительно показывает, что стандартным объяснениям верить нельзя. Основной причиной была не холодная война и вызванная ею обеспокоенность, не иранская безрассудность, подрывавшая «благие намерения» Вашингтона, и даже не доступ к нефти и прибылям от нее, а потребность «все контролировать» с более обширными последствиями для мирового господства, которому мешал независимый национализм. Эту причину мы обнаруживаем снова и снова, когда анализируем отдельные случаи.

Неудивительно, что это применимо и к Кубе - хотя в данном случае следует подумать и об элементарном фанатизме. Вся Латинская Америка, да и большая часть стран мира резко осуждала политику США в отношении Кубы. Однако слова «благопристойное уважение к мнению человечества» кажутся бессмысленной фразой, бездумно произносимой в день 4 июля. С тех пор, как по этой теме начали проводить опросы общественного мнения, значительное большинство населения США высказывается за нормализацию отношений с Кубой, однако мнение людей тоже не имеет никакого значения. Игнорировать мнение общества это, конечно, вполне нормально. Но в данном случае интересно то, что игнорируется мнение влиятельных центров экономической власти США, которые тоже выступают за нормализацию и обычно существенно влияют на выработку политического курса: это агробизнес, фармацевтическая промышленность  и прочие отрасли. Данное обстоятельство свидетельствует о мощном государственном стремлении наказать кубинцев, а также об истерии интеллектуалов из вашингтонского Камелота.

Конец… только официально

Официально карибский кризис закончился 28 октября. Его итоги были вполне понятны. В том вечер ведущий Чарльз Коллингвуд (Charles Collingwood) в специальном выпуске новостей CBS сообщил, что мир устранил «самую ужасную угрозу ядерного холокоста со времен Второй мировой войны», нанеся «унизительное поражение советской политике». Согласно комментариям Доббса, русские сделали вид, что результат кризиса стал «очередной триумфальной победой миролюбивой внешней политики Москвы над подстрекающими к войне империалистами», и что «исключительно мудрое, неизменно здравомыслящее советское руководство спасло мир от угрозы ядерного уничтожения». Если выделить факты из клубка модных насмешек, то получается, что согласие Хрущева капитулировать «спасло мир от угрозы ядерного уничтожения».

Но кризис, конечно же, не закончился. 8 ноября Пентагон объявил, что все известные советские ракетные базы ликвидированы. В тот же день, сообщает Стерн, «группа диверсантов осуществила нападение на кубинский завод», хотя кампания террора Кеннеди под названием операция «Мангуст» была официально свернута на пике кризиса. Теракт 8 ноября, конечно же, подтверждает замечание Банди о том, что угрозой миру является  Куба, а не Турция - где русские никаких смертоносных нападений не осуществляли. Но видимо Банди имел в виду что-то другое, или его неправильно поняли.

Новые детали представляет весьма авторитетный ученый Реймонд Гартхофф (Raymond Garthoff), который имеет богатый опыт работы в правительстве. Он в 1987 году представил тщательно подготовленный рассказ о Карибском кризисе. 8 ноября, пишет Гартхофф, «направленная из США кубинская диверсионная группа провела тайную операцию и успешно взорвала промышленное предприятие на Кубе». В результате погибли 400 кубинских рабочих, о чем в письме на имя Генерального Секретаря ООН сообщило правительство этой страны. Гартхофф отметил, что Советы могли увидеть в этом нападении только попытку пойти на попятную в исключительно важном для них вопросе: обещаниях США не нападать на Кубу. Ведь этот теракт был осуществлен с территории США. Эти и прочие «действия третьих сторон», заключает Гартхофф, вновь продемонстрировали, что риск и опасность для обеих стран могли быть исключительно серьезными, и что исключать катастрофу было невозможно». Он также анализирует кровавые и разрушительные операции в рамках террористической кампании Кеннеди, которые стали бы более чем убедительным оправданием для начала войны, будь США, их союзники и клиенты не исполнителями, а жертвами таких операций.

Из того же источника мы далее узнаем, что 23 августа 1962 года президент принял меморандум №181 по национальной безопасности, ставший «директивой по организации внутреннего мятежа, за которым последовала бы американская военная интервенция». Этот меморандум включал «важные военные планы США, маневры и переброски войск и техники», о которых наверняка было известно Кубе и России. В том же августе теракты стали более интенсивными. Среди них были обстрелы с быстроходного катера отеля на кубинском морском побережье, «где собиралось много советских военных технических специалистов». Результатом такой операции стала гибель «большого количества русских и кубинцев». Были атаки на британские и кубинские грузовые суда; были операции по отравлению сахара, поставляемого за рубеж; были другие зверства и диверсии. Осуществляли их в основном  эмигрантские кубинские организации, которым разрешалось беспрепятственно действовать во Флориде. Вскоре после этого и настал «самый опасный момент в истории человечества». Вряд ли это можно назвать неожиданностью.

Игра с огнем

Когда кризис пошел на убыль, Кеннеди официально возобновил террористические операции. За десять дней до смерти он утвердил план ЦРУ по проведению «разрушительных операций» силами американских ставленников на «крупном нефтеперерабатывающем заводе и хранилище, на крупной электростанции, на сахарных заводах, на железнодорожных мостах, в портах, а также по уничтожению доков и судов из-под воды». Видимо, заговор с целью убийства Кастро был инициирован в тот день, когда убили Кеннеди. Террористическую кампанию прекратили в 1965 году, однако «одним из первых действий Никсона после прихода к власти в 1969 году стало указание ЦРУ об активизации тайных операций против Кубы», сообщает Гартхофф.

В новом номере Political Science Quarterly Монтегю Керн (Montague Kern) отмечает, что Карибский ракетный кризис является  одним из тех «полномасштабных кризисов… по поводу которого существовала полная уверенность в том, что в наступление пошел идеологический противник (Советский Союз), что это заставило нацию сплотиться вокруг флага, мощно поддержать президента и дать ему в руки новые варианты политических действий». Керн прав, говоря об этой «полной уверенности» почти всей Америки, за исключением тех, кому удалось стряхнуть с глаз идеологические шоры и обратить внимание на факты. Керн был одним из таких людей. Второй - это Шелдон Стерн, признавший то, что давно уже было известно этим инакомыслящим. Из его слов мы узнаем, что:

«Первоначальные доводы Хрущева в пользу отправки ракет на Кубу были в основе своей верны. Советский лидер не намеревался использовать  это оружие в качестве угрозы безопасности США; но он считал развертывание ракет оборонительным шагом, направленным на защиту кубинских союзников от американского нападения, отчаянной попыткой придать СССР видимость равенства в соотношении ядерных сил».

С этим согласен и Доббс:

«У Кастро и его советских покровителей были реальные основания опасаться американских попыток свержения правящего режима, в том числе,  вторжения США на Кубу как средства последней инстанции… [Хрущев] был искренен в своем стремлении защитить кубинскую революцию от могущественного северного соседа».

Американский комментаторский корпус часто принижает значение нападений США, называя их глупыми проделками и происками ЦРУ, которое отбилось от рук. Но это очень далеко от правды. Наши мудрейшие и умнейшие, включая президента, отреагировали на провал вторжения в заливе Свиней на грани истерики. Президент торжественно проинформировал страну, что:

«Благодушные, потворствующие своим прихотям, слабые общества окажутся на свалке истории. Выжить могут… только сильные».

И он явно верил в то, что выживут они за счет массового террора, хотя это добавление президент сохранил в тайне, и оно до сих пор неизвестно его преданным сторонникам, считающим, что идеологический противник «перешел в наступление». Таково едва ли не всеобщее убеждение, отмечает Керн. После разгрома в заливе Свиней, пишет историк Пьеро Глейхесес (Piero Gleijeses), Джон Кеннеди ввел удушающее эмбарго, дабы покарать кубинцев за срыв организованного американцами вторжения, и «попросил своего брата, генерального прокурора Роберта Кеннеди, возглавить высокопоставленную межведомственную группу, которая направляла операцию «Мангуст». Это была широкомасштабная программа по организации действий боевиков, по ведению экономической войны и осуществлению диверсий, которую он начал в конце 1961 года, чтобы Фидель Кастро «познал все ужасы ада». Ну а если говорить более прозаическим языком, чтобы свергнуть его».

Эта фраза принадлежит Артуру Шлезингеру, и использовал он ее в своей якобы официальной биографии Роберта Кеннеди, которому было поручено вести террористическую войну и информировать ЦРУ о том, что кубинская проблема является «высшим приоритетом для правительства США, а все остальные по отношению к ней второстепенны. И нельзя жалеть ни времени, ни усилий, ни людских ресурсов» для свержения режима Кастро. Операцией «Мангуст» руководил Эдвард Лансдейл (Edward Lansdale), у которого имелся богатый опыт «противопартизанской борьбы». Это такой стандартный термин, которым мы прикрываем свой терроризм. Он представил график, предусматривавший «открытый мятеж и свержение коммунистического режима» в октябре 1962 года.

В «окончательном определении» этой программы подтверждалось, что для «достижения конечного результата потребуется решительная военная интервенция США», основу для проведения которой заложат теракты и диверсии. Подразумевалось, что такое вторжение состоится в октябре 1962 года - когда разразился Карибский кризис. Те события, о которых было только что рассказано, помогают объяснить причины, почему Куба и Россия имели все основания воспринимать такие угрозы всерьез.

Спустя годы Роберт Макнамара признался, что Куба не без причин опасалась нападения. «Будь я на месте кубинцев или Советов, я бы думал точно так же», - заявил он на крупной конференции, посвященной 40-летнему юбилею Карибского кризиса. А что до советских «отчаянных попыток придать СССР видимость равенства в соотношении ядерных сил», на которые ссылается Стерн, то следует вспомнить, что одержанная Кеннеди с минимальным перевесом победа на выборах в 1960 году была во многом обеспечена за счет сфабрикованной лжи о «ракетном отставании». Эту утку сочинили для того, чтобы напугать страну и осудить администрацию Эйзенхауэра, которая якобы слаба в вопросах национальной безопасности. Такое «ракетное отставание» действительно существовало, но отставали не США, а СССР. Как пишет аналитик по вопросам стратегии Десмонд Болл (Desmond Ball) в своем авторитетном исследовании ракетной программы Кеннеди, первое «публичное и недвусмысленное заявление администрации» о подлинных фактах прозвучало в октябре 1961 года, когда заместитель министра обороны Розуэлл Гилпатрик (Roswell Gilpatric) проинформировал Деловой совет, что «у США после внезапного нападения останется больше систем доставки ядерного оружия, чем имеется у Советского Союза для нанесения первого удара».

Конечно, русские знали об этом своем недостатке и незащищенности. Они также знали, как отреагировал Кеннеди на предложение Хрущева резко сократить наступательные военные потенциалы, что он и сделал в одностороннем порядке, когда американский президент на его предложение не ответил. Хотя «не ответил» - это неверно: Кеннеди в ответ начал осуществлять масштабную программу вооружений.

В ретроспективе

Два самых важных вопроса по поводу ракетного кризиса - это как он начался и как закончился. Начался он с террористического нападения Кеннеди на Кубу, с угрозы вторжения в октябре 1962 года. А закончился отказом президента от предложений русских, которые здравомыслящему человеку покажутся справедливыми, но которые были просто немыслимы, так как подрывали основополагающий принцип, состоящий в том, что США имеют полное одностороннее право где угодно размещать свои ракеты, нацеленные на Китай, на Россию, на любую другую страну - хоть прямо у них на границе. Был и сопутствующий принцип, состоявший в том, что Куба не имеет права размещать у себя ракеты для самообороны от казавшегося неминуемым американского вторжения. Если изложить эти принципы предельно четко, то получается следующее: вполне допустимо и правильно идти на крайний риск возникновения войны с ее невообразимыми разрушениями и жертвами, а также отвергать простые и, по общему признанию, справедливые предложения по устранению такой угрозы.

Гартхофф замечает, что «в США возникло почти единодушное одобрение действий президента Кеннеди в условиях кризиса». Доббс пишет об этом так: «Неизменно жизнерадостную тональность задал придворный историк Артур Шлезингер, написавший, что Кеннеди «поразил мир» сочетанием жесткости и сдержанности, силы воли, выдержки и мудрости, все блестяще контролируя, все бесподобно выверяя». Стерн частично соглашается с ним, но более трезво отмечает, что Кеннеди неоднократно отвергал воинственные рекомендации своих советников  и помощников, которые призывали его отказаться от мирных путей и применить военную силу.

События октября 1962 года многие называют звездным часом Кеннеди. Грэм Аллисон присоединяется к этому общему хору, называя события тех лет «путеводителем по урегулированию конфликтов, налаживанию отношений между великими державами и принятию здравых решений по внешней политике в целом». В очень узком плане такое заявление кажется разумным. Записи дискуссий президентского комитета показывают, что президент стоял в стороне от остальных, отвергая преждевременное применение силы.

Но есть и другой вопрос: как следует расценивать довольно умеренные заявления и действия Кеннеди по урегулированию кризиса на фоне более общих соображений, о которых было рассказано выше? Но в дисциплинированной интеллектуально-нравственной культуре такие вопросы не возникают. Там без вопросов признается основополагающий принцип, гласящий, что мир принадлежит США по праву, и что Америка по определению является силой добра, несмотря на периодические ошибки и недопонимание. А поэтому Соединенные Штаты  имеют полное право применять мощную военную силу по всему миру, в то время как даже легкий намек на применение такой силы остальными (если не считать союзников и вассалов США), даже мысль о сдерживании угрозы применения насилия добрым мировым гегемоном является поступком возмутительным и предосудительным.

Такая доктрина положена в основу звучащих сегодня обвинений в адрес Ирана. Ведь он может применить средства устрашения против войск США и Израиля. Такие соображения действовали и во время Карибского кризиса. В ходе внутренних дискуссий братья Кеннеди высказывали опасения по поводу того, что ракеты на Кубе могут помешать американскому вторжению в Венесуэлу, которое планировалось в то время. Так что «вторжение в заливе Свиней было действительно правильным», сделал свое заключение Джон Кеннеди.

Такие принципы до сих пор способствуют сохранению риска ядерной войны. После ракетного кризиса не было недостатка в серьезных опасностях. Спустя десять лет, когда в 1973 году разразилась арабо-израильская война, Генри Киссинджер ввел третью степень ядерной опасности, дабы предупредить русских, что им следует держать руки подальше от этой войны. А сам он тем временем тайком дал Израилю разрешение нарушить соглашение о прекращении огня, навязанное США и Россией. Когда спустя несколько  лет к власти пришел Рейган, Соединенные Штаты приступили к действиям по прощупыванию российской обороны, моделируя воздушные и морские нападения, а сами тем временем разместили в Германии ракеты «Першинг» с пятиминутным временем подлета к российским целям. Тем самым, они создали потенциал для нанесения, как выражается ЦРУ, «супервнезапного первого удара».

Естественно, в России это вызвало огромную тревогу; ведь она, в отличие от США, неоднократно подвергалась нападениям и буквально полному разрушению. Это привело к нагнетанию мощнейшего военного психоза в 1983 году. Были сотни случаев, когда благодаря вмешательству человека первый удар удавалось предотвратить за несколько минут до пуска, после того, как автоматизированные системы объявляли ложную тревогу. Данных по России у нас нет, но вряд ли можно сомневаться в том, что у них системы более безаварийные.

Несколько раз на грани ядерной войны оказывались Индия и Пакистан. Источники такого конфликта сохраняются. Обе страны отказываются от подписания договора о нераспространении, так же, как и Израиль. Они пользовались поддержкой США при разработке своих программ ядерного оружия. Индия, которая сегодня является американской союзницей, пользуется такой поддержкой по сей день. Опасность усиливается и в связи с угрозой войны на Ближнем Востоке, которая очень скоро может превратиться в реальность.

В 1962 году войну удалось предотвратить благодаря согласию Хрущева на гегемонистские требования Кеннеди. Но рассчитывать на такое здравомыслие постоянно мы вряд  ли можем. Это просто чудо, что ядерной войны удается пока избегать. Сегодня имеется больше чем когда-либо оснований для того, чтобы внять  предостережениям Бертрана Рассела и Альберта Эйнштейна, прозвучавшим почти 60 лет назад. Тогда они сказали, что мы должны сделать выбор - выбор «мрачный, страшный и неизбежный».

Так положим ли мы конец человеческой расе, или человечество отвергнет войну?

Обсуждение
Комментариев: 146
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
S
Slayer
17 октября 2012, 00:34
�Можно было поставить все это оружие на боевой взвод и сбросить его без команды с земли. Никакой блокировки у этих систем не было�. тут спасибо тем простым Русским и Американским мужикам-военным, что приняли правильные решения, и имели стальные яйца, т.к. в критических ситуациях не стали бездумно применять АО. думаю ещё не все такие ситуации известны. не они, может вместо писанины тут, ща бы третьей рукой где нибудь в снегу копали ягель, дабы пузо набить.
S
Slayer
17 октября 2012, 00:40
тут блин одни перлы. Один из членов аппарата Совета национальной безопасности заявил, что �бессистемные удары, лишающие жизни ни в чем не повинных людей … могут породить неблагоприятные отклики прессы в некоторых дружественных нам странах�. норма. и верю что он так и думал. слава богу таких не берут в космонавты. идиотов и рядом не пустят погулять с "кнопкой".
k
kvazar
17 октября 2012, 01:00
Хорошо, что Горбачёв прекратил противостояние с США, этим он и Россия спасли весь мир от ядерной войны. Нам этим гордимться надо.
S
Slayer
17 октября 2012, 01:06
Хорошо, что Горбачёв прекратил противостояние с США т.е. когда один председатель колхоза, ради устранения споров, и мелких стычек колхозников на территориях третьих колхозов, проси разваливает свой напрочь, все колхозники должны его на руках носить? как то цена велика. противостояние имхо не цель его была. оно само ушло, вместе со страной.
k
kvazar
17 октября 2012, 01:10
Страну Ельцин развалил.
S
Slayer
17 октября 2012, 01:21
kvazar:(без заголовка) 17/10/2012, 01:10 Страну Ельцин развалил. это очень спорное заявление. моё мнение = он скорее в агонии её (страны), чтобы меньше проблем иметь, и больше власти без оных (проблем), дал всем суверенитета столько сколько унесут. как то так. короче сказать могу, писать уже сил нет. вставать в 6.00
k
kvazar
17 октября 2012, 09:27
Да он просто не хотел над собой власти Союзного центра. Он и праздник потом учредил-независимость России от СССР.
k
kvazar
17 октября 2012, 01:12
Противостояние ушло в 1985 году, с началом переговоров в Женеве, а СССР развалился только спустя 6 лет.
k
kaa2
17 октября 2012, 01:17
Такие переговоры велись лет 25 до Горбачёва и именно в Женеве. ОСВ-1, ОСВ-2, такие слова помните ? Договор по ПРО слышали ?
k
kvazar
17 октября 2012, 09:05
Были, но не такие активные, как после 1985 года.
m
multuk
17 октября 2012, 09:15
Разумеется - когда противник просто втыкает штык в землю и уходит, бросая обозы, мародёры проявляют сверхактивность...
НВ
Назаров Василий
17 октября 2012, 10:01
Разумеется - когда противник просто втыкает штык в землю и уходит, бросая обозы, мародёры проявляют сверхактивность... Читайте далее: inosmi.ru/russia/20121017/201002304.html#ixzz29X88Dr00 М.С.Г. Надо судить! Хоть кто то попытался поднять вопрос: nstarikov.ru/blog/20514
св
стрелка вольты
17 октября 2012, 02:58
Противостояние ушло в 1985 году, с началом переговоров в Женеве, а СССР развалился только спустя 6 лет. не пишите о чем не имеете понятия,у меня смесь недоумения с яростью, зачем будить сильные эмоции в людях
h
hidden
17 октября 2012, 04:20
Это ж Квазя У него свое особое мнение по очень широкому сектору вопросов, о которых он не имеет ни малейшего понятия. А что вы хотели? - 3,5 высших конфликтуют с жизнью в коммуналке... ;)
k
kvazar
17 октября 2012, 09:06
У меня мнение своё, в отличии от дремучей толпы.
э
эльф
17 октября 2012, 12:05
в отличии от дремучей толпы. в палате № 6 у каждого психа тоже есть свое мнение, "в отличии от дремучей толпы." вы из какой палаты пишите?
k
kvazar
17 октября 2012, 09:06
У меня понятие об этом как раз есть. Эмоции не должны затмевать разум.
в
варвар1
17 октября 2012, 08:54
Противостояние ушло в 1985 году Противостояние уйдет когда будет уничтожена Россия, или наконец проснется елон стоун.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:08
Да ладно, при царях у нас с Америкой хорошие отношения были. Да и при Сталине.
в
варвар1
17 октября 2012, 09:47
хорошие отношения были. При царях Америка еще не думала о мировом господстве. А при Сталине уже стало понятно, что без ядерного оружия мирное существование с пиндосами не возможно!
k
kaa2
17 октября 2012, 01:14
этим он и Россия предотвратили Тогда вообще-то СССР существовал
k
kvazar
17 октября 2012, 09:07
За границей слово СССР почти не использовали.
г
гамлЕт
17 октября 2012, 01:10
Я вот как почитаю ваши комменты, то начинаю думать, что выпадение цезия или стронция вряд ли уже может сильно повредить. Ну вам-то, по крайней мере, можно осадки ложками есть.
a
aminvest.livejournal.com
17 октября 2012, 02:20
Поберегите здоровье, милейший, в комментариях Квазара повышенный уровень радиации, таким, как вы... а, все равно язва грозит, так что присоединяйтесь к нашему пиру)
k
kvazar
17 октября 2012, 09:10
Тоже самое видимо думали те, кто орал за Ельцина на манежной в 1991, когда один я из десятков тысяч против Ельцина сказал. Чуть не сожрали. А оказался прав.
св
стрелка вольты
17 октября 2012, 02:47
Хорошо, что Горбачёв прекратил противостояние с США, тут пиндосам карта и поперла, да любим мы горбатого и мечтаем о встрече с ним ( ЕБНаутого не достать земля ему колом) без прессы, в неформальной обстановке, по душам
P
POBEDA
17 октября 2012, 05:09
Да уж... вот не дрогнула бы рука ... Редкостная тварь горбачев... предатель! Ельцин просто жадный до власти подлец, ему было все равно, на сколько частей делить страну, чтобы получить власть! Плюю на его могилу.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:12
Психология толпы-толпа любит плётку и сапог(Сталин) и не любит освободителей (Александр 2,Хрущёв, Горбачёв)
b
beauty.elfy
17 октября 2012, 11:16
и не любит освободителей (Александр 2,Хрущёв, Горбачёв) Может потому что нужно было проводить свои реформы более обдуманно и четко. А рубить с плеча - это легко, много ума не нужно. Благими намерениями вымощена дорога Я про Хрущева и Горбачева. Про Александра - я знаю не так много, чтобы судить.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:11
Рабы частенько нападали на своих освободителей.
h
hidden
17 октября 2012, 04:29
Вот что я тебе скажу, Квазя Я родился в 80-х, и во что мне, моей съеме и моим бабушкам и дедушкам обошлась горбачевская перестройка я прекрасно видел и помню... Так что, если мы однажды встретимся в реале, и ты повторишь этот свой тезис... Ты уж, пожалуйста, не обижайся на меня лежа в реанимации со множественными переломами, гематомами и сотрясением мозга. Скажи, что это было для твоего же блага и ты за это благодарен.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:18
Если бы ты при СССР сказал, что тебе нравятся советские товары и всё то что печатают в газетах и говорят по ТВ тебя бы посчитали сумасшедшим. Ты просто не знаешь как народ тогда жил. И про Холодную войну ничего не знаешь.
h
hidden
17 октября 2012, 11:31
Можно подумать ты много знаешь Я, Квазя, в СССР родился и рос. Даже пионером побыть успел, хотя и не долго. А ты?
y
ytzin
17 октября 2012, 11:10
логика - ок То есть в том, что ты в 90-х был голодный нищеброд, виноват Горбачев, а побьешь ты за это Квазара? Кажется я догадываюсь в чем проблема.
h
hidden
17 октября 2012, 11:28
это у вас логика - ок Не за то что я был, как вы выразились, "голодный нищеброд"(да и хрен бы со мной - я-то выжил), а за то, что по его мнению я должен этим еще и гордится
y
ytzin
17 октября 2012, 11:47
Гордиться бедностью, конечно, не стоит. Но Квазар вам это и не предлагал, не?
h
hidden
17 октября 2012, 12:13
Нам этим гордимться надо Читать умеете?
y
ytzin
18 октября 2012, 14:48
Полная цитата "Хорошо, что Горбачёв прекратил противостояние с США, этим он и Россия спасли весь мир от ядерной войны. Нам этим гордимться надо" Я понял, вы раньше наживались на холодной войне и ядерной гонке, а как они закончились - обнищали. Сочувствую.
z
zaicc
17 октября 2012, 11:28
ytzin:логика - ок Здесь догадаться не трудно, ты знаешь из за таких как Квазя появляются не мыслящее быдло и что самое главное объяснить им что то трудно. aminvest.livejournal.com, kvazar, они похоже на людей которые привыкли всё на блюдечке. Если им в паспортном столе нагрубила Фура, то кто виноват, да Путин конечно, если им не дали модные джинцы, кто виноват, угадайте. Общество потребления, один за кордоном мычит что-то, учит жизни. Другой просто развлекается и флудит. Так может при таких обстоятельствах я бы тоже встретился с Квазей, просто поговорить с глазу на глаз.
y
ytzin
17 октября 2012, 11:48
Виртуальный бокс, как обычно, весел и задорен. Откуда же вы такие непуганые лезете?
мм
маленький мук
17 октября 2012, 06:59
"Хорошо, что Горбачёв прекратил противостояние с США, этим он и Россия спасли весь мир от ядерной войны. Нам этим гордимться надо Гордиться,чем?Тем что развалилась Великая держава,тем что сдали союзников по всему миру,тем что сами путаясь в соплях и слезах не понять каким образом выжили в девяностые,тем что предали память великих предков? По большому счету с 1985 по 2000гг.нам гордиться не чем. 15 лет коту под хвост ,этим что ли гордиться? Горбачёву следовало удавиться на первом суку,после того что он и его молодые экономисты(Явлинский и Ко)со страной сотворили. Вот пусть оппозиция его своим лидером изберёт и гордится им аж до посинения.
в
варвар1
17 октября 2012, 08:58
Горбачёву следовало удавиться на первом суку,после того что он и его молодые экономисты(Явлинский и Ко)со страной сотворили. А он таки живет, нашел для себя достойное занятие, винишко в немецких магазинах ворует.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:29
Ну так никакой он не предатель, он имёл всё, сейчас нет ничего. Цари никого не предают, они за трон держатся.
в
варвар1
17 октября 2012, 09:55
Ну так никакой он не предатель Я таки не думаю, что он предатель. Просто настоящее призвание Горбачева, винишко в магазинах воровать, а не править сверхдержавой.
-
-Au-
17 октября 2012, 13:58
настоящее призвание Горбачева, винишко в магазинах воровать, а не править сверхдержавой как раз поэтому его выбрали маразматики в ЦК: потому что выглядел слабым и легко манипулируемым. никто не догадался, что им будут манипулировать не сами маразматики, а идеологический враг.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:20
Гордиться тем, что предотвратили ядерную войну. На счёт 90х-все претензии к тем, кто за Ельцина голосовал.
o
o_s_a
17 октября 2012, 07:35
Как теперь понятно из статьи Это была игра Запада. Думаю, никто бы не рискнул применить ЯО, т.к. не было сценария выживания западной цивилизации. А Горби, что-бы добиться от запада нужных для страны преференций, просто сдал нас всех. Он поступил чисто по западному - пожертвовал всем народом, населяющих СССР! Гореть ему в Аду. Если завтра появится Партия, которая провозгласит своим основным делом суд над Горбачевым - я первый буду за нее голосовать. И, как мне думается, большая часть россиян так поступит. Ненависть народа к этому предателю сильна и передается из поколения в поколении. Для нас Горбачев всегда будет ассоциироваться с именем иуды.
o
o_s_a
17 октября 2012, 07:37
Очепатка Вместо "А Горби, что-бы добиться от запада нужных для страны преференций, просто сдал нас всех" читать "А Горби, вместо того, что-бы добиться от запада нужных для страны преференций, просто сдал нас всех"
k
kvazar
17 октября 2012, 09:23
Кого сдал ??? Народы Восточной Европы? Они и так нас ненавидели, за то что они жили хуже чем на Западе. А СССР Ельцин развалил.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:21
Никакой игры тогда не было. США и СССР боялись друг друга. Горбачёву никого предавать смысла не было, он мог бы имёть всё что угодно, как Чаушеску.
17 октября 2012, 08:36
так и сейчас существует угроза ядерной войны. Тогда америкосы просто не понимали всех последствий, то что цивилизация, которая существует была бы уничтожена. Сейчас немного по другому все.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:25
Между СССР и США сейчас отношения гораздо лучше чем тогда. Степень угрозы войны между нами сейчас гораздо меньше.
17 октября 2012, 09:43
Это до поры до времени. Идеологическая составляющая конечно же пропала, хотя, у нас же все равно тоталитарный строй... вобщем как ни крути напряженка спала только когда появилась гарантия полного обоюдного уничтожения.
в
варвар1
17 октября 2012, 10:23
Степень угрозы войны между нами сейчас гораздо меньше. Это вы, так думаете. Просто у пиндосов есть четкая установка, вначале добиться такого превосходства над Россией, что бы можно было без наказно, её бомбить, и лишь после этого начинать её бомбить. Твой Горбачев лишь способствовал их плану, но что то у них пошло не так.
s
shl
17 октября 2012, 12:05
. ну хорошо - если нам горбачевым гордиться надо, то штатам надо беспрестанно каяться, что это не их усилия к этому привели, а они только нагнетали напряженность, подталкивая мир к ядерной бойне
A
Agroprom
18 октября 2012, 15:20
Квазар просто какой-о безумный фанат Горбатого. В каждой статье ему дифирамбы поёт.
св
стрелка вольты
17 октября 2012, 02:39
и в Вашингтоне �ввели в действие план Судного дня, обеспечивающий выживание правительства� ни добавить ни убавить, живы твари.
P
Paris
17 октября 2012, 02:56
Хрущов. Лапотник, уложивший США на лопатки. Кто-то поспорит?
h
hidden
17 октября 2012, 04:15
Я нет. Недостаточно компетентен. Но вот Фред Каплан inosmi.ru/world/20121016/200994471.html тут спорит.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 08:27
Кеннеди, имея достоверную информацию, что Хрущ блефует, спокойно уложил лапотника в косоворотке на обе лопатки, вывел устаревшие ракеты из Турции, а "кукурузник" умылся своими соплями...
b
bootlegger
17 октября 2012, 08:30
Но новые то не ввел? Значит результат есть.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 10:30
Да, результатом была "гонка вооружений", которую "запустил" именно Хрущев и которую СССР проиграл. Американский военный комплекс получил гигантские ассигнования под "русскую угрозу". В итоге - развал "могучей" страны...
чв
чудь вычегодская
17 октября 2012, 12:22
Хрущев ли запустил? А кто начал разрабатывать планы нападения и на кого? Кто начал подбираться к границам? Кто и кого начал окружать? Да и глупость такая - убрали устаревшие ракеты. Когда это они устареть успели? Сойдя с конвейера? То бишь старье выпускали? Это Вас умыли. Дали ощутить холодок внизу живота и приближающуюся панику. Это Вы "засунули язык в одно место". И Вы в панике начались вооружаться. Интересно, у кого-нибудь после этой статьи остались иллюзии насчет добропорядочности и честности США? У меня точно нет.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 12:48
Мы "в панике" вооружались еще при Сталине, готовясь к мировой революции. А американцы только c начала второй мировой войны...
w
wmw
17 октября 2012, 14:42
Какая мировая революция? Этот лозунг умер еще в 20-ом году.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 14:48
Да вы что? И никто Сталину не доложил? Вот как боялись вождя...
w
wmw
17 октября 2012, 15:49
А вы подробнее о Сталине расскажите? каким образом он готовился?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 15:51
Про это тома написаны, но вы, видимо, кроме комиксов, других книг не открывали?
w
wmw
17 октября 2012, 16:10
Мальчик! Вы кроме сказок ничего не читали и то, скорее вам их перед сном рассказывали. И детский лепет ваш не уместен. КАКИЕ ТОМА, КНИГИ??????? ЧТО ВЫ ЧИТАЛИ??????
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 16:36
Это и есть ваш детский лепет, вместо серьезного взгляда на историю? Листайте и дальше комиксы про доброго дядю Вову...
w
wmw
17 октября 2012, 16:45
Вы смешны, филосов-сказачник))))))) Повторяю,КАКИЕ ТОМА, КНИГИ??????? ЧТО ВЫ ЧИТАЛИ?????? И откуда вы знаете мое отношение к дядя Вове?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 17:00
Я - историк по образованию (высшее). Я должен перечислить книги, которые я прочел за свою жизнь???? Если вы задаете такие глупые вопросы, значит, я могу предположить, что у вас дома тоже есть ОДНА книга (скорее всего, это комикс)
w
wmw
17 октября 2012, 17:12
Да какой вы историк? я думаю, что вас с такими ответами не подпустят и близко к университету. Если вы даже пример не можете привести, причем пытаетесь пытаетесь дядю Вову ко мне привязать, откуда вывод такой??? И это глупейший ответ "Я должен перечислить книги, которые я прочел за свою жизнь????" Думайте сначала какой ответ даете, комиксы у вас в голове.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 17:19
О, вы даже слово "университет" знаете! Браво!
w
wmw
17 октября 2012, 17:31
Исторя - это философия в примерах. Важность - это щит глупцов.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 17:39
Вопрос "знатоку исторя" - в каком году распущен главный штаб мировой революции Коминтерн?
w
wmw
17 октября 2012, 18:50
Да по мне хоть пусть и сейчас существеет, толку что?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 19:07
"Да по мне хоть пусть и сейчас существеет," Позвольте вас же и процитировать: Важность - это щит глупцов
w
wmw
17 октября 2012, 19:41
Вопрос должен быть связан с темой, так что задавайте вопрос подобающе, в лоб, а не заходом с боку.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 20:06
А вопрос непосредственно связан с темой - планах Сталина на мировую революцию (а Коминтерн - главный штаб международного "революционного движения")
w
wmw
17 октября 2012, 20:23
Хорошо, пусть будет 43 год. Дальше?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 17:31
Для начала почитайте "классиков": Ленин В. И. О лозунге соединенных штатов Европы. Сочинения. Т. XVIII. Издание третье. М. 1929. С. 232-233. (Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Победивший пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остального, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и их государств. ) Сталин И.В.Вопросы и ответы. Сочинения. Т. 7. М. 1947. С. 168: (�победа социализма в одной стране является не самоцелью, а средством для развития и поддержки революции в других странах�)
w
wmw
17 октября 2012, 18:01
Ленина сразу исключите, речь о Сталине, если не забыли. Я это и сам могу написать, причем это. Вы приводите пример механизма революции, но механизм не может работать без инструмента. Где инструмент? Почему тот же Сталин расправился с троцкистами и отказал коммунистам Европы в военной поддержке? Революция не идет на компромиссы и не обменивается посольствами, это уже иное. Распространение империализма, не США ли несло мировую революцию начиная с доктрины Монро?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 18:45
Что ж вы Ленина исключили? Сталин называл себя верным "ленинцем"... Нет, это РСФСР нес революцию в 1918 году в Венгрию и Германию, в 1923 - в Болгарию, в 1936 - в Испанию, в 1939 - в Польшу и Финляндию, в 1940 - в Прибалтику и Бессарабию... А уж про 60-80 гг говорить не приходится - все "революции" на наших глазах (Ангола, Мозамбик, Никарагуа, Гренада, etc.)
w
wmw
17 октября 2012, 19:31
Ага, хотите сказать что революция родилась в России без всяких поддержек из вне? Хватит вам про Ленина, мало ли кем он себя называл, у них были разные взгляды как не крути. Прям анекдот: "Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим партия, подразумеваем - Ленин". Мне по-барабану все до 30-х годов. Ну если хотите, как РСФСР нес революцию в эти страны? Как Сталин вооружался?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 18:46
Так про Коминтерн и не ответили... Сделали вид, что не заметили вопроса?
чв
чудь вычегодская
17 октября 2012, 18:58
Забавно, но то, что он тут корябает, мы проходили в старших классах средней школы. И опять таки, ведь даже сам выделил "...выступая в случае необходимости...". И почему нет?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 19:06
Возьмите текст Закона РФ "О ветеранах" и посмотрите, где наши ветераны-"революционеры" воевали
w
wmw
17 октября 2012, 19:39
не надо мне тут нести, разберитесь сначала как и что было и определитесь, нести мировую революцию или защищать. Почитайте что было в этих странах.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 20:11
Как говорил незабвенный папаша Мюллер "Даже если собрать 9 беременных на первом месяце женщин, ребенок не родится. Идея должна созреть". А советские коммунисты пытались "перескочить" нормальное историческое экономическое развитие этих стран и "за уши" перетянуть их в "социализм". Все равно, что тянуть молодой росток из земли, надеясь, что он так быстрее вырастет
w
wmw
17 октября 2012, 20:15
Может давайте поговорим на счет той же Испании, вы как?
чв
чудь вычегодская
17 октября 2012, 19:01
И перечислить должен, и выдержки из них дать, и разъяснение. Если умеешь и привык вести не истерику а беседу. Ты может и читал, да не понял.
C
Crny
17 октября 2012, 11:45
смешно ! "уложивший США на лопатки" :)
P
Paris
17 октября 2012, 03:16
"Записи дискуссий президентского комитета показывают, что президент стоял в стороне от остальных, отвергая преждевременное применение силы." Аж целый комитет не спал. Вот им Никита устроил бодрствование. До сего дня вспоминают. Интересно, в России помнят этот кризис?
мм
маленький мук
17 октября 2012, 05:54
"Интересно, в России помнят этот кризис?" Конечно помним.
B
Brodskiy
17 октября 2012, 04:01
Обожаю логику пиндосов. "50 лет тому назад в последнюю неделю октября мир застыл, узнав, что Советский Союз разместил на Кубе ракеты в ядерном снаряжении" :))),а то шо в Турции,так то и не ракеты вовсе,так старьё.И десанты наёмников на Кубу,так то свободолюбивые граждане.К сожалению видимо только так с ними и можно разговаривать - с позиции силы.Обидно что перед такими беспринципными свиньями,столько позиций сдали.
r
ruces
17 октября 2012, 04:14
По сути, США этот кризис спровоцировали, т.к. вся послевоенная стратегия США была пропитана паническим страхом перед "красной угрозой".
17 октября 2012, 09:41
это просто страх вора,запустившего руку в чужой корман, вот и все.
17 октября 2012, 09:43
это просто страх вора,запустившего руку в чужой корман, вот и все.
S
Satellite1957
17 октября 2012, 04:34
Cудя по позиции сша по ПРО, про Карибский кризис они определённо забыли. Иногда люди с первого раза не понимают. Если что, сценарий уже есть, так что всегда можно перепоказать, вот только за результаты никто заранее не ручается. Особенно если учесть тот факт, что президента вроде Кеннеди на горизонте американского руководства не видно, а нынешний ядерный арсенал 'слегка' потяжелел.
К
КОРМЧИЙ
17 октября 2012, 07:13
одна из основных функций международного порядка заключается в том, чтобы узаконить применение смертоносной силы западными державами� - то есть, Соединенными Штатами. Поэтому �исключительно наивно� и довольно �глупо� говорить о том, что США должны соблюдать нормы международного права и прочие условия, которые мы навязываем бессильным ВОТ ЭТО нужно написать на лбу каждого любителя ПИндоссии чтоб они встречая друг друга читали и помнили.
l
login_name
17 октября 2012, 07:31
Сейчас USA хочет защитить всех от Ирана РФ должна пойти дальше и разместить поближе к экватору комплексы противоастероидной защиты (в качестве разгонных блоков для ядрёных зарядов использовать БРИЗ-М). :)))
C
Chitago
17 октября 2012, 08:10
Саксы публикуют статью о терроризме амеров, их псевдоизбранности и презрении амеров ко всем миру, их алчности... Я реально в шоке! РЕДАКЦИЯ ИНОСМИ: очень прошу разместить переводы комментариев к оригиналу публикации!
G
Gard1
17 октября 2012, 09:02
Какие саксы? Какие амеры? Вы же ж читайте. Автор - Наум Холмский
C
Chitago
17 октября 2012, 09:42
) А Вы саксов и амеров здесь вообще не видете? Какие саксы? www.guardian.co.uk The Guardian Автор - ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%EC%F1%EA%E8%E9,_%CD%EE%E0%EC Наум Холмский[/b]
C
Chitago
17 октября 2012, 09:45
Сорри, кака-та хрень www.guardian.co.uk Какие саксы? Автор - Наru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%EC%F1%EA%E8%E9,_%CD%EE%E0%EC ум Холмский
C
Chitago
17 октября 2012, 09:46
Да идите лесом! ))))))))
G
Gard1
17 октября 2012, 13:29
Почитал Даже не знал об этом. Но "Я их сердцем чую..." Гав,гав.
17 октября 2012, 08:33
Россия Америке не соперница, и что ее легко можно будет уничтожить. И тогда бы в мире воцарилась демократия и мир во всем мире. Правда народу бы маловато осталось живого, но демократия того стоит.
h
hidden
17 октября 2012, 11:38
Демократия а-ля Fallout - это сильно)
w
wmw
17 октября 2012, 14:54
Еще один бредописатель. Позвольте спросить, это какая же демократия воцарилась, вернее откуда бы он взялась???
МН
Микита Нечипорук
17 октября 2012, 09:02
Братья и Сестры! Бухаю по случаю временной нетрудоспособности.)))) Слушаю Сплинов, "Дочь самурая" Чего и всем желаю. Какое это отношение имеет к теме? Прямое. СШП единственная страна применившая ЯО. Уроды, одно слово, русская рулетка предполагает выстрел в собственную голову, однако.))))
v
veterinar
17 октября 2012, 09:35
Бухаю по случаю временной нетрудоспособности. Вон оно как! А я понять не мог, отчего это на Среднем Урале похолодало)
МН
Микита Нечипорук
17 октября 2012, 10:12
Комрад Ветеринар Я таки живу на южном. У нас тепло.
v
veterinar
17 октября 2012, 10:32
Да у нас сегодня тоже терпимо, зато вчера было гадко. Слякоть достаёт. Быстрее бы снег да морозы)
чв
чудь вычегодская
17 октября 2012, 12:30
Ну, если на Приполярном Урале о снеге только мечтаем...
da
dirty alex
17 октября 2012, 09:08
Ну, для этого автора вполне обычная статья. Да, и гардиан всегда была левого толка... "Хомский широко известен своими радикально-левыми политическими взглядами, а также критикой внешней политики правительств США" ru.wikipedia.org/wiki/Хомский,_Ноам
17 октября 2012, 09:21
вобщем сурковская пропаганда. Под заказ кремля статья писалась.
k
kvazar
17 октября 2012, 09:37
В августе 1991 был на Манежной, там 100 000 человек радостно орали за Ельцина- Ельцин- наш вождь, веди нас вперёд, отец наш родной, Горбачёва-нафиг! Одни я поддержал Горбачёва и осудил Ельцина, меня чуть не затоптали. Гляжу, с тех пор так ничего и не поняли.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 10:59
Чтобы что-то понять, нужно свои мозги иметь... А у толпы нет понятия "мозги"... Есть только "коллективное мышление"... (или методички)
h
hidden
17 октября 2012, 12:30
Это вы сейчас так по "болотным" прошлись? Лихо. Боюсь вас скоро сделают нерукопожатым.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 12:45
Причем тут "болотные"? Толпа - это когда автобусами на Поклонную привозят... Люди, верящие в незаменимое воплощение Бога на земле...
чв
чудь вычегодская
17 октября 2012, 18:54
А на Болотной сборище индивидуумов, так?
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 19:15
Да уж чудилы из Вычегды там не появлялись...
o
omega3
17 октября 2012, 09:41
"То были устаревшие ракеты, и их вывод был уже запланирован. На смену им должны были прийти гораздо более смертоносные и по сути дела неуязвимые ракеты �Поларис�." Что за бред? "Поларисы" - ракеты для атомных подводных лодок и только для них. Они никак не могли прийти на замену тактическим "Юпитерам" в Турции. Конечно можно рассуждать о том, что постановка "Поларисов" на вооружение американского вмф компенсировала вывод ракет из Турции, но звучит всё равно бредово.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 10:34
Атомными подлодками можно было охватить СССР с севера (Ледовитый океан) и востока (Тихий океан). Да из Индийского океана полетное время не столько велико... А на таких лодках ракеты действительно неуязвимы (в отличие от межконтинентальных стационарных ПУ)
y
ytzin
17 октября 2012, 11:14
Почему бредово? Это общее место уже - заменили на более надежные ракеты морского базирования. Которые, кстати, больше подходят для удара возмездия.
z
zippersugaman
17 октября 2012, 10:25
"Поэтому �исключительно наивно� и довольно �глупо� говорить о том, что США должны соблюдать нормы международного права и прочие условия, которые мы навязываем бессильным." Эта политика осталась.
B
Byzantum
17 октября 2012, 11:11
интересны последствия Вся эта история с карибским кризисом, наводит на мысли о существовании в нашем мире какой то сверхсилы. Кеннеди с Хрущевым поставили мир на грань уничтожения, и вслед за этим их быстренько слили. Видимо сверхсила посчитала что Кеннеди виноват сильнее)
b
balex207
17 октября 2012, 14:06
Вот и мне такая же мысль в голову пришла после прочтения этой статьи. Тогда конечно, казалось что все зависит только от политической воли сторон, а вот по прошествию времени и правда призадумаешься о высших силах..
o
omega3
17 октября 2012, 11:58
Речь о том, что "Юпитер" - ракета тактического уровня, а "Поларис" - ракета другого класса и другого базирования. И да, дело в подлётном времени. Всё же Юпитеры стоят себе и стоят. Захотел бахнуть - нажал кнопку. А подводные лодки стягивать надо, проводить широкомасштабные приготовления - заметят ведь проклятые красные. Так что "Поларисы" не замена "Юпитерам". Они альтернатива. Чувствуете разницу?
y
ytzin
17 октября 2012, 12:10
Окей, альтернатива. Ракеты из Турции собирались изымать? Собирались. Ввод подлодок с поларисами в Средиземное море имел место быть? Имел. Все западные обозреватели (а не только достаточно специфический Хомски)увязывают эти два события? Увязывают. Где бред то? Никто же не говорит, что была прямая замена.
o
omega3
17 октября 2012, 12:52
Я цитату привёл: "На смену им должны были прийти...". В оригинале: "These were obsolete missiles, already slated for withdrawal, to be replaced by far more lethal and effectively invulnerable Polaris submarines". Некорректное выражение просто.
v
vorchun9
17 октября 2012, 23:46
Блин, мужики, вот вы прицепились к этим юпитерам-поларисам - это не суть. А суть в том, что Сербия, Ирак, Афганистан, Ливия в руинах, и, я уверен, этот список в будущем пополнится. А Куба до сих пор независимо строит социализм под руководством клана Кастро. И это в 180 километрах от побережья США. Случайность? Священная Корова по кличке Демократия таких случайностей не допускает в принципе. Значит НЕ МОГУТ. Значит что-то ПОДПИСАЛИ. Значит лысый хохол Хрущёв всё-таки не чета лысому дурачку Горби. Остров Свободы - факт. В отличие от всех наших с вами предположений и рассуждений.
o
omega3
17 октября 2012, 12:08
Ситуация не столь проста. Если у вас ракеты в минутах подлётного времени от предполагаемых целей, то они крайне полезны вне зависимости от того, как они защищены. Напомню - американская доктрина всегда предусматривала нанесение превентивного ядерного удара. Да, для удара возмездия подводные лодки с "Поларисами" будут полезнее благодаря большей живучести. Даже шахты МБР лучше, чем "Юпитеры" в Турции (шахта МБР - малоузявимая цель, её гарантированно только попадание ядерной боеголовки из строя выведет). Но тактические ракеты в Турции всё равно крайне полезны, потому что их можно запустить, а противник не успеет среагировать.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 12:31
Обслуживание любой ракеты стоит колоссальных денег. Так лучше содержать "на балансе" более современные, малоуязвимые ракеты, чем малоэффективные... Так старые танки пускают "в утиль", несмотря что это все-таки танки. Перевооружение - это постоянный процесс, а не разовая акция
o
omega3
17 октября 2012, 12:57
С какой-то стороны верно. Но никто же не говорит, что, например, противотанковый вертолёт - это замена самолёту штурмовику или наоборот. При том, что у обоих первичная функция - уничтожение вражеских танков. Если бы вывели Юпитеры, а ввели "Першинги" - была бы замена. А так получилось Юпитеры вывели и поставили на дежурство подлодки в средиземноморье - это не замена, это альтернативное решение в рамках доктрины.
чв
чудь вычегодская
17 октября 2012, 12:26
У кого нибудь остались иллюзии насчет честности, добропорядочности и миролюбивости США? У меня точно нет. Генезис не пропьешь. Штаты - страна, основанная уголовниками всех мастей. А уголовники по сути своей лживы, трусливы и подлы. И уважают только силу.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 15:09
Тогда, по вашей "логике", Россия - страна рабов, основанная татарскими невольниками всех мастей. А рабы - ленивы, лживы, трусливы, алчны и подлы по своей сути. И уважают только силу. Тут я с вами категорически не согласен.
Ол
Отпавший лист
17 октября 2012, 16:19
Тогда, по вашей "логике" Логической связи, Кролик, тут нет. То, что Россия - страна рабов, не вытекает никак из поста вашеупомянутого. Да и история не подтверждает этого. Все институты власти, культура, были сохранены. Даже князья свои, единственное, одобрение татар нужно было, ярлык на княжение. единственное неудобство - это то, что они дань с нас собирали 250 лет. Но разве это можно назвать рабством?? Так, вынужденная уступка. Так что не сочиняйте. США - изначально прибежище уголовников и всякого отродья. Такой она и осталась генетически. Россия - изначально страна работяг-землепашцев и христиан. Такой она и осталась генетически. Назовите хоть один период в истории страны, когда народ прогнулся под захватчиков. Вы и сами признаете, что русский народ и раб - понятия несовместимые. Так что глупости не говорите.
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 16:43
Начиная с Рюрика, "призванного" на Русь володеть несчастными аборигенами... 240 лет терпеливо жить под татарами и исправно платить дань - это ли не поведение раба? А Петр с Екатериной Второй (нелегитимной правительницей России) все ниже и ниже "опускали" русский народ... Холоп - он не свободнее раба. Его можно продать, его можно убить... Только 150 лет назад юридически отменили крепостное право, но уже Сталин сумел загнать обратно население СССР в рабство... Одни "шарашки" чего стоят!!! А рабский труд в колхозах? в лагерях?
v
vorchun9
18 октября 2012, 01:08
Свои "рюрики" приходили владеть аборигенами, дай бох памяти, в Англии, Швеции, Польше, Дании и т.д., короче, не лапай своими кроличьими лапками историю Европы... 240 лет терпеливо жить под татарами, потом 240 лет над татарами, затем навечно вместе с татарами - это ли не поведение цивилизованных людей? Это вам не 240 лет над индейцами и... и всё... нет больше индейцев. Екатерина Вторая - нелегитимная правительница России. Да, да, а Удальцов - современный Пугачёв, преданный грузинской вольницей, судя по всему будет казнён (согласно традиции) на Болотной площади.
чв
чудь вычегодская
17 октября 2012, 18:48
Шаблон на шаблоне и шаблоном погоняет. И пожалуйста, уточните, что вы имели ввиду, сказав: "...А рабы - ленивы, лживы, трусливы, алчны и подлы по своей сути. И уважают только силу. Тут я с вами категорически не согласен..." С чем вы несогласны? С тем, что "...рабы - ленивы, лживы, трусливы, алчны и подлы по своей сути..." или с тем, что "...уважают только силу..."? И вам не кажется, что вы в первую очередь несогласны сами с собой? Начиная с Рюрика. Он был призван княжить, причем призван "...несчастными аборигенами...". В Европе, да и не только в ней, в то время это был довольно распространенный обычай. И напомнить некоторые пикантные обстоятельства, на основе которых он был призван и после каких событий? Был такой Орвар Стрела, сидевший в Ладоге и собиравший дань. Вот только рамсы попутал, не себе лямку выбрал, слишком большой кусок решил отхватить. И беспределить начал. И был изгнан чудью, мерей, словенами и прочими племенами с которых дотоле брал дань. Платили дань татарам, да. Обидно, что не Папе Римскому? И ты сейчас дань платишь. И я плачу дань. Вот только называется эта дань налогами. Ну была Русь в составе Золотой Орды, и что дальше? Где Золотая Орда, и где Русь? Холопство вспомнил. Хорошо. Когда в США отменили рабство? Когда в Европе дали свободу крестьянам? Вот только не надо сказки сочинять, что там были другие крепостные. И еще маааленький нюанс - в Европе крестьяне все сплошь были крепостными, в Российской Империи даже в момент наивысшего развития крепостного права крепостных не было на Севере и в Сибири. На Урале было такое сословие, как государственные крепостные. Закрепленные как правило за заводами. И чем тебе "шарашки" не понравились? Думаю, з\к спали и видели себя в "шарашке". Колхоз не так уж и плох, не надо ля-ля. К тому же в Израиле есть намного более жесткий аналог - кибуц. И так, к слову о себе любимом: У меня в роду не было крепостных. Более того, есть один прадед, награжденный холодным оружием и за вольномыслие сосланый в верховья Вычегды. Где успешно и богато жил. Братец Кролик, ты либо мальчик, либо засланец. Черт, в некоторых словах не получается написать букву "ррр".
Б
БратецКролик
17 октября 2012, 19:12
Я не согласен с вашей "логикой". У вас в роду не было крепостных? Вы, стало быть, из Рюриковичей или Романовых... Награжденный и сосланный прадед - это Николай Александрович? Чудо, одним словом (а не чудь)
g
glagol
17 октября 2012, 21:37
Как Америка упорно говнит России.. Видео oko-planet.su/fail/failvideo/videopolitik/143900-kak-amerika-uporno-govnit-rossii.html Смотрите с 9 мин 35 сек - там будет песня по теме.
m
maureenkain
16 сентября 2013, 22:47
Какая же всё таки мразь этот Кеннеди. �Благодушные, потворствующие своим прихотям, слабые общества окажутся на свалке истории. Выжить могут… только сильные�. - Это логика нацистов.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем