После долгих лет и слухов о том, что кубинское правительство собирается провести миграционную реформу, оно наконец-то опубликовало информацию о серьезных изменениях в миграционном законодательстве страны в издании Gaceta Oficial. После нескольких лет экономических реформ, многие из которых продвигались очень медленно, а другие – достаточно быстро, как, например, новые правила продажи недвижимости, эти изменения в миграционном законодательстве представляют собой первую крупную политическую реформу, проведенную правительством Рауля Кастро.
С одной стороны, это огромный шаг вперед как для кубинского правительства, так и для населения острова. Избавление от политики tarjeta blanca – или «белой карты», согласно которой кубинцам требовалось разрешние из-за рубежа для поездки за границу, – и новое правило, дающее возможность широким массам населения получить заграничный паспорт, демонстрируют такой уровень доверия, который уже давно не существовал между кубинским населением и его правительством. Согласно новой миграционной политике, также в два раза увеличивается разрешенный срок проживания за границей без потери гражданства (и оставленного на Кубе имущества). Согласно новым правилам, срок этот составит два года, после чего продлить его можно через кубинское посольство.
С другой стороны, в этом законе есть и определенные загвоздки, некоторые из которых – понятные и безобидные, в то время как другие, в зависимости от того, как широко их интерпретируют власти, означают, что некоторые категории кубинского населения все же не смогут воспользоваться изменениями. К этой категории относятся кубинцы, которые связаны государственными или другими обязательствами, например, службой в армии (которой не требуют от граждан в США, но зачастую требуют в других странах, например, Израиле). Также к этой категории относятся те, чей отъезд, особенно в больших количествах, мог бы вызвать серьезную утечку мозгов из страны, которая вкладывает значительные ресурсы в человеческий капитал и особенно ценит его в общественной, медицинской и научной сферах.
Это означает, что врачи перед эмиграцией обязаны будут служить населению Кубы (или в других странах, например, в Венесуэле). А тут еще возникает следующая сложность: дело в том, что США проводят политику, которая дает кубинским врачам возможность иммигрировать в Америку с любой точки за границей - там, где они проходят службу. Я слышал, что программу «Кубинские доктора за границей» называли либо «обязательной» службой, либо «волонтерским заданием с дополнителной зарплатой». США расценивают эту программу как обязательный «призыв» и разрешают иммиграцию любому кубинскому врачу, который сообщает, что его направили на службу за границу. Кубинское правительство считает эту иммиграционную политику США по отношению к врачам масштабной попыткой украсть у Кубы ее квалифицированную и необходимую рабочую силу.
Однако самые важные исключения в новой кубинской миграционной политике затрагивают сферы национальной безопасности и общественных интересов. Такую формулировку очень легко интерпретировать как угодно. Ярким примером этих исключений станет время, когда Йоанни Санчес (известный диссидент, журналист и блоггер – прим. пер.) захочет выехать за границу. Кубинское правительство может ее не пустить, используя знакомые причины – например, говоря о том, что ее и ее коллег финансируют иностранные субъекты, желающие уничтожить кубинское государство. Или - что было бы более стратегически мудрым ходом – правительство могло бы продемонстрировать более сильную приверженность свободе передвижения, разрешив ей выехать. В конце концов, несложно представить, что именно притеснения со стороны правительства помогли привлечь международный интерес к работе Санчес.
Большинство кубинцев не окажутся в одной из этих исключающих возможность миграции категорий, и я ожидаю, что состоятельные граждане, а также те, у кого за рубежом есть семья, способная оплатить путешествие, используют эту возможност и будут рады переменам. Это, конечно, усложнит задачу американским властям, которым придется обрабатывать гораздо больше запросов на временные визы. Можно ожидать, что это заставит США вновь попросить увеличения консульского контингента в Гаване, или – по крайней мере, на словах – заставит Гавану потребовать от Вашингтона больше двусторонних действий. На этом этапе все запутается, как часто происходит в отношениях между двумя странами. В течение последних лет США, похоже, сдерживают свое обещание по остановке любого прогресса в двусторонних отношениях, пока Куба не освободит Алана Гросса из Кубинского военного госпиталя, где он отбывает 15-летнее тюремное заключение.
Вообще, если приоритеты США заключаются в том, чтобы каким-то образом позитивно влиять на ситуацию в Кубе, штатам было бы неплохо отреагировать на миграционную реформу с осторожным оптимизмом, а также предпринять допустимые шаги по поощрению широкого использования нового законодательства. Однако в условиях, когда на администрацию оказывают давление в связи с ее неспособностью освободить Алана Гросса, и всего за несколько недель до президентских выборов, когда СМИ твердят, что голоса во Флориде сыграют важную роль в голосовании, я сомневаюсь, что Вашингтон проявит особый энтузиазм по поводу нового миграционного закона Кубы. Это довольно иронично, учитывая, что именно американцы кубинского происхождения во Флориде поддержат этот первый большой шаг в сторону воссоединения кубинской семьи.