Длительная борьба за Белый дом мешает США вести рациональную внешнюю политику в нынешнем беспрецедентно сложном мире. Необходимость высказывать внешнеполитические взгляды в ходе предвыборной кампании приводит к непреодолимому искушению предлагать упрощенные ответы на трудные вызовы, возникающие за рубежом.
Отсюда - поспешные публичные заявления о том, что Башар Асад должен уйти, не подкрепленные реалистичной политикой, которая была бы направлена на достижение этой цели. Отсюда - уважительное отношение к лихорадочным мольбам израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху предъявить ультиматум Ирану и постоянные разговоры о том, чтобы в итоге прибегнуть к американской военной силе (потенциальные последствия для региона и, возможно, для мира, при этом во внимание не принимаются). Отсюда - обещание кандидата от республиканцев Митта Ромни (Mitt Romney) в первый же день президентства без всяких переговоров принять карательные меры против китайских «валютных манипуляций», несмотря на вполне вероятную месть со стороны Китая.
К несчастью, подобная внешняя политика, руководствующаяся соображениями краткосрочной политической выгоды, рискует дать толчок развитию событий, способному в итоге привести к международному хаосу. В особенности опасной и далекой от реальности выглядит идея о том, что США могут каким-то образом гарантировать будущее Израиля, установив на Ближнем Востоке новый порядок посредством насильственного экспорта «демократии» в Сирию и в Иран.
Читайте также: Внешняя политика Митта Ромни, странно напоминающая курс Буша
Сложившееся после 1945 года преобладание США на Ближнем Востоке стремительно слабеет на фоне региональных потрясений. Большая часть существующих в регионе границ, восходящих к британскому и французскому мандатам после Первой мировой войны и последовавшего за ней распада Османской Империи, выглядят непрочными. Даже ведущие страны региона, а именно - Иран и Турция - уязвимы для внутренних этнических и религиозных противоречий.
В такой нестабильной обстановке вмешательство Америки в события в Сирии или военный удар по Ирану, нанесенный Израилем или США, могут привести к взрыву, который затронет весь регион. Ирак по-прежнему страдает от распрей, связанных с последствиями американского вторжения. Он находится на грани суннитско-шиитского конфликта, который было бы нетрудно разжечь Сирии или Ирану. Соседние Ливан и Иордания также крайне уязвимы.
Последствия подобного взрыва могут сказаться не только на Ближнем Востоке. Неминуемый рост цен на нефть, связанный с повышением стоимости страховки, которое последует даже в том случае, если американский флот будет силой удерживать открытым Ормузский пролив, помешает финансовому восстановлению в Европе. Между европейскими странами усилятся разногласия. У Британии возникнет искушение дистанцироваться от своих европейских союзников и стать в Атлантическом океане тем же, чем стала в Тихом океане опирающаяся на Америку Япония.
Также по теме: Насколько внешняя политика Обамы отличается от планов Ромни?
Между тем, у России не будет оснований идти навстречу Америке. Она будет добиваться от европейцев, чтобы те уважали ее геополитические устремления на Украине и даже в Грузии в обмен на уступки в области цен на энергоносители. Кроме того под влиянием антиамериканского настроя Владимира Путина, она будет стремиться к более тесному стратегическому сотрудничеству с Китаем. В свою очередь, Китай, который уже сейчас тревожит склонность Америки определять ее «поворот» к Азии в военных терминах и оскорбляют угрозы, звучащие в ходе американской предвыборной кампании, может не остаться равнодушным к подобным российским эгоистическим искушениям.
Пока у нас идет президентская кампания, Израиль, стремясь колонизировать большую часть Западного берега, лишает себя возможности стать постоянной и общепризнанной частью Ближнего Востока. Между тем, полноценное партнерство с жизнеспособным палестинским государством могло бы помочь ему создать технологический и финансовый инновационный центр, аналогичный Сингапуру. Это также могло бы помочь упрочить сотрудничество с Египтом, который в принципе не хочет вовлекаться в межрелигиозные конфликты в арабском мире.
Серьезного и всеобъемлющего анализа политики не следует ждать до выборов 6 ноября, после которых политические страсти должны несколько утихнуть. Кто бы ни стал следующим президентом – Барак Обама или г-н Ромни, - ему придется как можно скорее отреагировать на внешнеполитические вызовы, которыми Америка пренебрегала во время предвыборной кампании. По итогам тщательного анализа США нужно будет своевременно принять четыре решения:
Читайте также: Внешняя политика Обамы трещит по швам
Во-первых, в Сирии Америке необходимо сотрудничать с Россией и Китаем и добиваться прекращения огня под международным наблюдением и контролем. Оно должно будет стать переходной фазой, после которой стране будут предстоять выборы - под надзором международного сообщества.
Во-вторых, пока отсутствует договоренность по иранской ядерной проблеме, необходимо продолжать ужесточать санкции и публично заявлять, что США отреагируют на любую угрозу со стороны Тегерана любой ближневосточной стране – включая Израиль, – так же, как они отреагировали бы во времена холодной войны на советскую угрозу своим союзникам.
В-третьих, нужно оказать серьезную и открытую поддержку политическому объединению Европы, выработав обновленный вариант Атлантической хартии.
В-четвертых, требуется начать стратегический диалог на высоком уровне с новым китайским руководством и договориться о фундаментальных интересах обеих стран, чтобы избежать повторения трагических европейских войн ХХ века.
Збигнев Бжезинский – советник по национальной безопасности США при президенте Картере и автор книги «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной власти» («Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power»).