В турецкой печати на первый план вновь вышла тема российско-турецких отношений в контексте сирийского кризиса. Большинство аналитиков приходит к выводу, что Турции необходимо грамотно интерпретировать позицию России по сирийскому вопросу и всячески препятствовать тому, чтобы сирийский кризис отразился на отношениях России и Турции, которые носят для страны стратегический характер. Хотя в медиа продолжают следить за полемикой дипломатов по «самолетному скандалу», многие комментарии, касающиеся российско-турецких связей, выдержаны в сдержанно-позитивном ключе. Уделяется значительное внимание перспективам сотрудничества России и Турции в евразийском регионе, которое, по мнению обозревателей, является выгодным для обеих стран.
Как отмечает Haberturk.com (26.10), одной из значимых фигур (если не самой значимой) в деле урегулирования сирийского кризиса стал Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который, по мнению журналиста, в данном вопросе «влиятельнее» даже Владимира Путина, который «следует рекомендациям Лаврова по внешнеполитическим вопросам». Автор анализирует заявление Сергея Лаврова, в соответствии с которым события, происходящие сегодня в Сирии, – это последствия проекта «Большой Ближний Восток» и перекройки карты региона, в рамках которой для политических игроков важна не столько Сирия, сколько Иран. Автор заключает, что, стремясь к решению кризиса в рамках режима прекращения огня, диалога противоборствующих сторон, соблюдения женевских договоренностей, Россия намерена найти «формулу, которая позволит сохранить ее влияние в регионе». При этом на сегодняшний день, судя по заявлениям руководства РФ, позиция России стала «мягче», по сравнению с начальным этапом сирийского кризиса, что может означать, что страна не выступает против процесса трансформаций в Сирии.
Читайте также: Турция и события в Сирии
Takvim (26.10) напоминает позиции обеих стран по вопросу изъятого из сирийского самолета военного груза. Россия настаивает на том, что перевоз данных элементов систем в самолете являлся законным, турецкая сторона признает, что груз был «двойного назначения», и свои сомнения связывает с отправителем – предприятием оборонной промышленности, а также получателем – министерством обороны Сирии.
Со ссылкой на отчет правозащитной организации Human Rights Watch Yeni Şafak (28.10) сообщает, что в Сирии используются кассетные бомбы советского производства, информацию о чем опровергает как Дамаск, так и Москва. В отчете отмечается, что кассетные бомбы были произведены на советских заводах в 1970-1980-х годах. Изданием приводится заявление Сергея Лаврова, который опровергает информацию об использовании «кассетных бомб российского производства в Сирии» и подчеркивает, что сложно определить происхождение этих бомб.
По мнению автора статьи в Yeni Şafak (28.10), текущая ситуация в Сирии во многом повторяет события сирийского кризиса 1957 года, когда отношения Турции и Сирии были на грани войны. В наиболее обостренные моменты кризиса США отмечали, что разделяют беспокойство Турции относительно нависшей военной угрозы, однако не возьмут на себя ответственность в случае вторжения в Сирию.
По мнению историка Омера Кюркчуоглу, сирийский кризис 1957 года впервые непосредственно столкнул США и Советский Союз и превратился в «демонстрацию силы» как со стороны Вашингтона, так и Москвы. Как отмечает автор статьи, в кризисе 1957 года ключевые роли принадлежали тем же политическим игрокам: 1) Египет, который сегодня желает ухода Асада, в тот период поддерживал Сирию; 2) в то время как Иран, Ирак и Турцию объединял «Багдадский пакт», сегодня Тегеран и Багдад оказывают содействие Дамаску; 3) Иордания и Саудовская Аравия и в 1957 году желали свержения руководства Сирии, однако под давлением «арабского национализма» избегали открытой поддержки военного вторжения в Сирию; 4) Советский Союз так же, как и сегодня Россия, играл роль «протектора» Дамаска на международной арене; 5) США испытывали беспокойство относительно распространения влияния СССР на Ближнем Востоке, поэтому, сирийский кризис стал «проекцией холодной войны в регионе». При этом советские поставки вооружений в Сирию не являлись источником значительного волнения для США.
Также по теме: Самолетный скандал и турецкий гамбит Анкары
Несмотря на сирийский кризис, отношения России и Турции интенсивно развиваются, констатирует Türkiye (27.10). Объем торговли возрос на 13%, планируется осуществление инвестиций в размере 20 миллиардов долларов в строительство АЭС, более двух тысяч турецких компаний занимаются предпринимательством в России, самые крупные инвестиции Турции (10 миллиардов долларов) были осуществлены в Россию. По мнению издания, стратегический союз России и Турции способен «изменить курс мировой истории». По сообщению Hürriyet (27.10), в силу экономического кризиса объем экспорта текстильной продукции в страны Европы значительно сократился, несмотря на это, за первые 9 месяцев текущего года экспорт текстильных изделий в Россию увеличился почти вдвое.
Politika Akademisi (26.10) анализирует систему отношений России и Турции в контексте политики Москвы и Анкары в евразийском регионе. Отмечается, что Турция придает важное значение дружественным отношениям со всеми соседними странами, прежде всего с Россией, что связано со стремлением Турции играть интегрирующую роль в таком широком геополитическом регионе, который окружает Балканы, Ближний Восток, Кавказ и Среднюю Азию. По мнению автора, в новом миропорядке, основанном на многополярности, возникает множество вопросов, которые объединяют Россию и Турцию в глобальном масштабе, поэтому, ускоренные темпы и развитие сотрудничества двух стран неслучайны. Со ссылкой на мнение российских аналитиков утверждается, что интересы Анкары и Москвы могут столкнуться на Кавказе и Средней Азии, однако сегодня Турция гораздо больше заинтересована в южном (арабские страны и Иран) и западном (Европа и Балканы) направлениях.
В перспективе Турция будет стремиться выработать единую позицию с Россией прежде всего на Кавказе, отмечает издание. Для России сотрудничество с Турцией имеет особое значение, поскольку Турция может способствовать созданию позитивного образа России в исламском мире. В России проживают миллионы представителей тюркских и мусульманских народов, в этой связи Турция, определенно, способна оказать влияние на мусульманское население на Северном Кавказе.
Читайте также: Турция хочет решать сирийский вопрос только с Россией
Развивая тему перспектив российско-турецкого сотрудничества, в том числе в евразийском регионе, Takvim (28.10) приводит интервью главы отделения международных отношений Ближневосточного технического университета, профессора Хусейна Багджи, который принял участие в заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» и раскрыл точку зрения президента РФ Владимира Путина на отношения России и Турции. В личной беседе Хусейна Багджи и Владимира Путина президент РФ отметил, что взгляд России на Турцию не изменился, российская сторона не желает, чтобы между странами возникла какая-либо напряженность. Несмотря на разные позиции по сирийскому вопросу, Россия намерена развивать отношения с Турцией, поскольку, по выражению российского президента, «Турция – важный партнер для России». Президент также выразил надежду на то, что его визит в Турцию, который запланирован на 4 декабря, внесет существенный вклад в развитие российско-турецких отношений. По мнению российского лидера, «Россия и Турция – две страны, которые должны развивать сотрудничество», особенно принимая во внимание ситуацию в Евразии.
По мнению члена исполнительного комитета турецко-российского делового совета Тунджая Озилхана (Milliyet, 29.10), Турция и Россия – взаимодополняющие друг друга партнеры в различных сферах. Вероятность нарастания возникшей в связи с инцидентом с посадкой самолета в Анкаре, а также отложенным визитом Владимира Путина натянутости в отношениях двух стран, чрезвычайно мала, учитывая, что Россия по объему торговли является вторым партнером Турции после Германии, и этот показатель неуклонно растет.
Отдельные издания обратили внимание на другие аспекты внешней политики РФ. Так, Usakgündem (28.10) рассматривает возникающие для России риски в Афганистане и в этой связи российскую политику в регионе. По мнению автора, РФ является самой крупной «жертвой наркопродукции, производимой в Афганистане», и в этой связи стремится прервать наркотрафик, который непосредственно влияет на российскую молодежь. Беспокойство Москвы также связано с салафитскими группами, поддерживаемыми движением «Талибан», которые могут оказать влияние на мусульманские народы, проживающие на территории России.
Также по теме: Москва и Анкара могут прийти к согласию по Сирии
Akşam (28.10) сообщает, что новый премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, чья фигура соотносится в международном общественном мнении с перспективой улучшения отношений Грузии и России, свой первый зарубежный визит нанесет в Анкару. Как отмечает издание, визит Иванишвили в Турцию – государство-член НАТО – предполагает, что новое руководство Грузии продолжит политику интеграции с Западом. При этом «в силу проблем с Абхазией и Южной Осетией ожидается, что в короткие сроки премьер-министру Грузии не удастся урегулировать политические отношения с Россией».
Ряд источников освещают отдельные вопросы внутриполитической жизни России. Zaman (27.10) и Yeni Asya (27.10) приводят информацию о проблеме количества мусульманских мечетей в России. В праздничные дни более 2 миллионов проживающих в Москве мусульман в силу нехватки места в городских мечетях были вынуждены совершить праздничный намаз на улице. Приводится заявление Председателя совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, согласно которому необходимо строительство, по крайней мере, одной мечети в каждом административном округе Москвы. Как отмечает Akşam (27.10), к требованиям совета муфтиев России относительно строительства новых мечетей в Москве мэр города Сергей Собянин «относится настороженно».
По сообщениям Radikal (27.10) и Star (27.10) одному из лидеров антикремлевской оппозиции, занимавшемуся организацией протестных акций при поддержке извне, Сергею Удальцову грозит до 10 лет лишения свободы. Изданием приводится критика Владимиром Путиным той реакции, которой Запад встретил решение Хамовнического суда по делу Pussy Riot. Указывается, что по мнению российского президента США и Европа должны объективно относиться к данной проблеме.
Milliyet (27.10) и Star (27.10) анализируют законодательство РФ о безопасности дорожного движения в свете ДТП в Москве с участием сотрудника полиции в состоянии алкогольного опьянения. Отмечается, что президент Владимир Путин потребовал ужесточить наказание за вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии. В числе возможных мер обсуждаются тюремное заключение, бессрочное изъятие водительских прав, штраф в размере 100 тысяч рублей.