Переизбрание Барака Хусейна Обамы на президентский пост приведет к дальнейшему углублению «слишком громкого одиночества» государств, входивших прежде в сферу советского влияния, и предоставит Владимиру Путину полную свободу на этой территории. Помимо этого, победа Обамы и перспектива очередного четырехлетнего срока демократов в Белом доме имеют не только политическое, но и экономическое измерение.
Польские комментаторы акцентируют внимание на любопытных аспектах избирательной кампании: промахах действующего президента и его оппонента, масштабном привлечении обеими сторонами волонтеров, сравнении обещаний Обамы 2008 года и Ромни 2012-го. Эксперты совершенно справедливо отмечают силу денег (это была самая дорогая в истории кампания!) или восхищаются электронными гаджетами, которые активно использовали обе стороны, в особенности - нынешний президент. Однако, мы слишком мало слышим о том, как отразится этот результат на Польше, на нашем регионе и шире - на всей Европе.
Читайте также: Польша и Россия - взаимное прощение
«Deal» Барака с Владимиром
Ближайшие четыре года, к сожалению, станут в американской политике продолжением флирта Белого дома с Кремлем. Знаменитая «перезагрузка», если говорить о политике Вашингтона в отношении Москвы, на деле заключалась и будет заключаться в передаче восточно- и центральноевропейских союзников США на откуп Российской Федерации. Тандем Обама - Клинтон (разумеется, Хиллари) купили относительный нейтралитет тандема Путин - Медведев по вопросам Ирана и Ближнего Востока за очень высокую цену: россияне, в сущности, получили карт-бланш на действия в своей давнишней (!) сфере влияния на Старом континенте. Барак Обама повел себя как современный Понтий Пилат, умыв руки в отношении судьбы поляков, латышей, литовцев, эстонцев, венгров, чехов и словаков с одной стороны, а также грузин, армян и азербайджанцев - с другой. Дело в том, что в 2012-2016 годах, во время второго срока квартиранта Белого дома, все станет еще хуже. Впрочем, в соответствии с обещанием, которое Обама, не зная, что их разговор записывается, дал президенту Медведеву (а тот обещал «передать Владимиру»). Напомню, что президент США сказал: «По всем этим вопросам, и в особенности - по ПРО - решение возможно. Но очень важно, чтобы он (из контекста ясно, что "он" - это Путин, - Gazeta Polska) дал мне пространство для маневра». «Да, я понимаю. Я понимаю, что вы хотите сказать о пространстве», - ответил Медведев. «Это мои последние выборы. И после выборов у меня будет больше возможности проявить гибкость», - заключил Обама.
Таким образом можно ожидать, что бывший блок Стран Народной Демократии и постсоветские республики окажутся в еще большем одиночестве, чем прежде. Страны этого региона уже знают это, а их жители извлекают выводы: проамериканские или прозападные команды уже распрощались с властью в Литве, в Грузии и (хотя это особый случай) на Украине. Теперь, при продолжающейся переориентации американской политики и отсутствии единой концепции отношений с Россией у Евросоюза (в котором крупнейшие государства предпочитают двусторонний формат ведения дел с Кремлем), этот «тет-а-тет» с Москвой лишь углубит «слишком громкое одиночество» стран нашего региона. Взамен - Россия не будет поддерживать ядерные устремления Ирана в Совете безопасности ООН или принимать в Москве делегации палестинского ХАМАСа. Таков «deal» (сделка - прим.пер.), который заключили между собой Барак Хуссейн Обама и Владимир Владимирович Путин. Один получил свободу действий в советско-российской сфере влияния, а второй купил молчание Кремля в регионах новых приоритетов внешней политики Вашингтона.
Также по теме: Продолжается процесс вассализации Польши Россией
В США - насморк, а чихает Польша
Своей победой Обама в значительной степени обязан голосам «цветных» граждан. Относительно высокая явка среди латино- и афроамериканцев, обычно неохотно ходящих на выборы, обеспечила демократам победу в колеблющихся «swing states», переходивших в последние десятилетия из рук в руки - от американских «правых» к «американским» левым. Он выиграл в Огайо в соответствии с традицией, которая гласит, что с 1960 года победитель выборов в этом штате оказывается в итоге победителем во всей стране. То, что латино- и афроамериканцев, а также жителей Огайо, Висконсина, Айовы и Коннектикута не волнует судьба поляков, это естественно. Хуже, что она не волнует и 44-го президента США.
И, наконец, совершенно ускользнувшие от внимания польских комментаторов, экономические отзвуки избрания Обамы. Дипломаты из Вашингтона (не являющиеся представителями Польши) и все прочие мои собеседники (люди бизнеса) полагали, что избрание Митта Ромни послужит отчетливым импульсом для американской экономики, сигналом к развитию, гонгом к оживлению экономической конъюнктуры в США. Одновременно, переизбрание прежнего президента, по их мнению (и сложно с ними не согласиться), - это сигнал к углублению экономической стагнации и продолжению медленного дрейфа корабля американской экономики. Выборы в мощнейшей мировой державе - своеобразном экономическом и финансовом «трендсететре» - отзываются во всем мире далекоидущими последствиями. В этом, да и не только в этом смысле, когда Америка подхватывает насморк, мы в Европе, в том числе - и в Польше, чихаем. Если отказаться от метафор: ослабление экономики США означает углубление кризиса на нашем континенте. Разумеется, со всеми вытекающими для нас последствиями.
Переизбрание Обамы - это негативный сигнал: напрямую - для международной позиции Польши, а опосредованно - для финансовой и экономической ситуации в нашей стране. Радость Обамы - это печаль Польши.