Молодой белорусской журналистке пришлось бежать из страны из-за преследований со стороны диктаторского режима Александра Лукашенко. Сейчас она находится в Польше, где руководит крупнейшим сайтом информации о Белоруссии «Хартия’97».
У отваги есть своя цена. Но оценить ее масштабы сразу бывает непросто. На улице 19 декабря 2010 года. Тротуары в Минске покрыты коркой льда. Сухой холодный ветер продувает главную улицу белорусской столицы. Избирательные участки закрылись еще час назад, хотя результаты были известны всем заранее. В диктатурах с реальным положением вещей можно не считаться. Единственное, что имеет значение – это воля стоящего у руля лидера. В тот день руководящий страной с 1994 года Александр Лукашенко кроит себе костюм по мерке: 80% голосов на президентских выборах. Конец видимости демократии. Десяткам тысяч человек, которые вышли на улицы с протестом против нарушений, он ответит полицейскими дубинками.
У отваги есть своя цена. Особенно для тех, кто считает ее своим долгом. 19 декабря посреди толпы людей, которые поддерживают друг друга, но не знают, куда направить свой гнев, мы встречаем Наталию Радзину. На нее обращены все взгляды. Ее спрашивают, куда двигаться толпе. «Куда? Да к президентскому дворцу!» – смеется она. Сама она вовсе не воинственный человек или бард народного мятежа. Она попросту обычная гражданка, уставшая жить в колхозном формалине, в который Александр Лукашенко погрузил всю страну.
Читайте также: Белорусские лоббисты Лукашенко - кто они?
Мы напоминаем ей об этом эпизоде два года спустя, когда она приезжает в Париж по приглашению Министерства иностранных дел. На ее лице грустная улыбка. С тех произошло столько событий. Сейчас Наталия Радзина вынуждена жить за границей, чтобы продолжить борьбу за политическую чистоту.
Она возглавляет крупнейший информационный сайт о Белоруссии «Хартия’97», который назван так в честь тех, кто подписал «Хартию 77» в бывшей коммунистической Чехословакии. На сайт ежедневно заходят 100 000 посетителей, что очень немало с учетом небольшого размера страны (9,5 миллионов человек населения). В своей работе он опирается на вынужденных действовать в тайне журналистов, которые ведут хронику репрессий. «Мы входим в черный список сайтов, которые запрещены в школах, университетах, государственных ведомствах и учреждениях. При составлении этого списка они намеренно ставят в один ряд политические, порнографические и экстремистские ресурсы». Наталия всегда работала в независимых от власти СМИ. Но почти все из них к настоящему моменту закрыты.
Усталое и запуганное большинство предпочитает хранить молчание, хотя и прекрасно осознает происходящее. На прошедших 23 сентября парламентских выборах Александр Лукашенко подтвердил контроль над парламентом, 109 из 110 мест в котором в первом же туре досталось кандидатам от власти. «Лукашенко держит страну с помощью оружия и страха, – заявляет Наталия Радзина. – Мы видим убийства, аресты, запугивание, массовые увольнения. Люди превращаются в тени. Его реальный рейтинг не превышает 20%».
Также по теме: Жизнь в Белоруссии абсурдна, но люди настоящие
Президентские выборы декабря 2010 года похоронили все надежды на либерализацию. Почти 700 человек были задержаны, гражданское общество обезглавлено. Глава правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий уже больше года гниет в тюрьме. В начале ноября стало известно, что главный соперник Александра Лукашенко на выборах Андрей Санников, которого отпустили на свободу в апреле после заключения в тяжелейших условиях, в конечном итоге все же получил политическое убежище в Великобритании. «Для меня это стало тяжелым решением, но у меня не было другого выхода. Либо терпеть пытки в тюрьме, либо замолчать и ничего не делать», – рассказал Санников сайту «Хартия’97». Наталия Радзина работала в его предвыборном штабе.
В этом качестве ее и задерживают 19 декабря 2010 года. После полуторамесячного заключения ее освобождают в конце января 2011 года накануне европейского саммита. Тем не менее, ее приговорили к домашнему аресту у родителей в Кобрыни, вдалеке от Минска. Ее отец – отставной военный, а мать всю жизнь работала в начальной школе. Каждый день в дом приходит полиция. Телефон прослушивается, на знакомых оказывают давление. Однажды ночью она решает бежать в Россию на машине. «Я оставила паспорт в КГБ. По счастью на границе нет проверки». После прибытия в Москву правозащитная организация «Мемориал» помогает ей оформиться в стране.
Кроме того, незадолго до следующего этапа ее изгнания, в Литве (сейчас она живет в Польше), она получает нежданную помощь от Кремля. «Мне нужна была виза для выездных документов. И первый заместитель начальника президентской администрации Владислав Сурков дал соответствующее распоряжение», – утверждает она. Такая поддержка со стороны идеолога российской власти прекрасно иллюстрирует непростые, а зачастую даже конфликтные отношения между Москвой и Минском. Их дружба – изменчивый фактор.
Читайте также: Британия дала убежище белорусскому диссиденту Санникову
Как бы то ни было, в заявлениях Наталии Радзиной ничто не говорит о симпатии в адрес России. «За последние два века мы лишились нашей культуры, истории и языка из-за российско-советского господства. А Лукашенко до сих пор продолжает работать в этом направлении».
15 октября Европейский Союз решил продлить на год заморозку активов и запрет на выдачу виз для 243 представителей политических, полицейских и судебных кругов, которые причастны к идущим в стране репрессиям. Останется в силе и решение о заморозке активов 32 коммерческих предприятий, которые принадлежат приближенным к власти людям. Всего этого недостаточно, уверена Наталия Радзина. Она выступает за ужесточение санкций против ее страны. «Вести диалог с диктатором невозможно, потому что реформы – это конец его власти. Лукашенко одновременно шантажирует Россию и Европейский Союз. Он чередует их, но так и не делает окончательный выбор. Нужны новые санкции, а не просто продление существующих. Нужно расширить список олигархов и их предприятий и, что самое главное, прекратить покупать нефтепродукты, которые обогащают семью Лукашенко, КГБ и горстку бизнесменов».