Московский суд за две минуты отклонил жалобу по поводу отказа в реабилитации поляков, убитых в СССР в 1945 году. Дело рассматривалось в Мосгорсуде, куда общество «Мемориал» подало апелляцию на решение российской Главной военной прокуратуры, не нашедшей оснований для реабилитации жертв так называемой облавы под городом Августов.
Вердикт был вынесен при курьезных обстоятельствах. «В зале появились трое судей и после двухминутного заседания огласили свое решение. Апелляция была отклонена», – рассказал Rzeczpospolita представитель «Мемориала» Никита Петров. Судьи не привели обоснований своего вердикта и оставили в силе решение нижестоящей инстанции – Хамовнического суда Москвы - принятое первого октября. Оба суда не усмотрели никаких нарушений в действиях военной прокуратуры.
Читайте также: Они знали правду про Катынь
«Нас это не очень удивило, но сдаваться мы не собираемся. Мы продолжим сбор материалов на тему облавы и скоро подадим новую апелляцию», – обещал Петров. Российский историк не сомневается, что суды и прокуратура исполняют в этом деле заказ власти: «Есть прецеденты, когда в подобных делах жертв реабилитировали. Например, случай шведского дипломата Рауля Валленберга (Raoul Wallenberg). Отчетливо видно, что Кремль настроен против положительного рассмотрения дела об убийстве польских граждан. Это - часть российской игры с Польшей», – подчеркнул Петров.
В июле 1945 года НКВД провел в окрестностях города Августов масштабную кампанию арестов, жертвой которых оказались бойцы национально-освободительного подполья и мирные граждане, которых подозревали в поддержке этого движения. За решеткой оказалось около двух тысяч человек. Из них, как минимум, 592 человека были убиты. Облава в августовских лесах была самым крупным преступлением против польского народа после окончания Второй мировой войны.
Свою жалобу на российскую прокуратуру «Мемориал» подал 14 февраля, требуя реабилитации 14 жертв. 28 мая прокуратура отказалась рассматривать дело, мотивируя это тем, что «в архивных органах нет уголовных дел против данных граждан Польши», и значит - «нет достаточных оснований для их реабилитации». Хамовнический суд в свою очередь заявил, что неизвестно даже, были ли поляки «действительно репрессированы».
Также по теме: Катынское преступление - первый вердикт
«То, что заявляют россияне – чистая ложь», – сказал Rzeczpospolita историк Кшиштоф Ясевич (Krzysztof Jasiewicz). По его мнению, документы, касающиеся облавы, наверняка остаются в российских архивах. Советские спецслужбы тщательно вели свою документацию и хранили такого рода бумаги. «Польша должна потребовать от России выдать полный список жертв (я подозреваю, что их могло быть больше, чем 592), а также указать место захоронения тел. То, что российская сторона этого не делает, просто бесчеловечно: родные убитых не могут даже поставить свечку на их могилах», – добавил историк.
Почему Москва отказывается предоставить Варшаве такую информацию? «Таковы последствия факта, что Россией руководят бывшие сотрудники спецслужб. Эти люди остаются патриотами Советского Союза, и считают, что преступления были необходимы», – заключил Ясевич.