Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Грузинская мечта» демонстрирует свою темную сторону

Избранный грузинский президент подвергает свою страну опасности: она может потерять демократию, завоеванную огромным трудом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда грузинский президент Михаил Саакашвили признал свое поражение на парламентских выборах, он создал важный и замечательный прецедент. Никогда прежде на Кавказе, и почти никогда на постсоветском пространстве в целом руководитель страны не передавал власть мирно после демократических выборов.

Когда грузинский президент Михаил Саакашвили признал свое поражение на парламентских выборах, он создал важный и замечательный прецедент. Никогда прежде на Кавказе, и почти никогда на постсоветском пространстве в целом руководитель страны не передавал власть мирно после демократических выборов. Для Саакашвили, которого его внутренние противники, Кремль и циничные хулители на Западе давно уже называют диктатором, Грузия стала превыше политической карьеры, когда он уступил место коалиции «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили, взявшей парламент под свой контроль. Но, как говорится, ни один добрый поступок не остается безнаказанным, и похоже, что политические противники Саакашвили свою часть демократической сделки не выполняют.

Читайте также: Изменится ли курс евроатлантической интеграции Грузии?

Проблемы начались уже на следующий день после выборов, когда Иванишвили, сколотивший состояние в России и до недавнего времени живший в уединении, неожиданно провел в штаб-квартире своей партии вздорную пресс-конференцию. На ней он потребовал, чтобы Саакашвили, президентский срок которого заканчивается в октябре 2013 года, немедленно ушел в отставку. Когда корреспондент Bloomberg News спросила Иванишвили, означает ли его триумф на выборах возвращение в Грузию организованной преступности, тот рявкнул на нее в манере, более подходящей мелкотравчатому тирану, нежели демократу. В целом пресс-конференция и поведение Иванишвили доверия не внушили. Этот человек привык настаивать на своем, и для него вопросы надоедливых журналистов являются не обязательной частью работы, а утомительным неудобством. И хотя Иванишвили позже отказался от своего требования об уходе Саакашвили в отставку - после того, как мировая общественность выразила свое возмущение - в последние дни он снова начал его озвучивать, явно осмелев после серии арестов с политической подоплекой.

Недавно полиция задержала бывшего министра обороны из администрации Саакашвили и действующего начальника штаба вооруженных сил Грузии, сделав это буквально через день после начала расследования их предполагаемых злоупотреблений. Обоих ложно обвинили в «словесных и физических оскорблениях» военнослужащих в 2011 году. После этого было задержано еще 15 человек – все члены «Единого национального движения» Саакашвили (включая заместителя мэра Тбилиси) или государственные служащие из Министерства внутренних дел. В выходные это министерство объявило о вскрытии фактов злоупотребления служебными полномочиями бывшего премьер-министра Вано Мерабишвили, а генеральный прокурор пообещал вызвать его на допрос, не указав точную дату. Во время визита в Тбилиси в понедельник верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон подвергла критике сложившуюся в стране напряженную политическую ситуацию, сказав: «Не должно быть избирательного правосудия, не должно быть мести политическим противникам». Когда генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Иванишвили заявляет о своем стремлении присоединить Грузию к этой организации) выразил «крайнюю озабоченность» по поводу ареста грузинского военачальника, союзник Иванишвили раскритиковал бывшего премьер-министра Дании за то, что он семь лет тому назад отказался выступить с осуждением карикатур на пророка Мухаммеда.

Также по теме: Мэра Тбилиси вынудили покинуть заседание правительства Грузии

Иванишвили завуалированно пригрозил оппозиции, что критика нового правительства в случае ее продолжения приведет к дальнейшим арестам, и что политическая охота на ведьм прекратится лишь в том случае, если его противники замолчат. «Я как-то сказал [президенту] Саакашвили, что ему лучше встать, извиниться и подать в отставку. Это ключ ко всему тому, что происходит сегодня, - заявил Иванишвили на прошлой неделе. – Но они до сих пор изображают из себя ангелов. Они лгут нам. Это не приведет к снижению вероятности арестов». По словам близких к Саакашвили источников, Иванишвили в узком кругу давно уже выступает с теми угрозами, которые сегодня он озвучивает в открытую. Советник Саакашвили Рафаэль Глюксман (Raphael Glucksmann) говорит, что во время первой встречи после выборов Иванишвили сказал президенту: «Вы должны уйти в отставку, иначе ваши помощники столкнутся с юридическими проблемами».


Не ограничиваясь арестами политических оппонентов, новое правительство одновременно  пытается выпустить на свободу людей, которых оно называет «политзаключенными», что вызывает большие сомнения. Среди них есть личности, признанные виновными в совершении терактов. 19 ноября грузинский парламентский комитет по правам человека предоставил статус политического заключенного 180 человекам. Среди них - семь граждан Грузии, признанных виновными в соучастии в серии террористических актов, произошедших осенью 2010 года. Это были взрывы бомб возле американского посольства в Тбилиси и неподалеку от супермаркета. По словам министра внутренних дел Грузии, эти теракты организовал действовавший с территории Абхазии офицер российской разведки. Абхазия - это одна из двух самопровозглашенных грузинских территорий. В списке также фигурируют имена семерых граждан России, арестованных в 2010 году по обвинению в организации шпионского подполья, 19 военнослужащих танкового батальона, попытавшихся в 2009 году поднять мятеж, а также 24 человека, арестованных  в том же 2009 году во время беспорядков, которые организовала бывший спикер грузинского парламента и сторонница Путина Нино Бурджанадзе.

Читайте также: Премьер Иванишвили о «сосуществовании» с президентом Саакашвили

Если Иванишвили будет не в состоянии добиться своих целей за счет использования полиции и судов, он сможет задействовать и другие средства. Находящийся под контролем Иванишвили кабинет министров уже сократил ассигнования на содержание президентского самолета Саакашвили в 2013 году. Семь депутатов парламента от «Единого национального движения» переметнулись в коалицию «Грузинская мечта». Движение заявляет, что сделали они это по принуждению. Союзникам Иванишвили нужно получить еще 13 парламентских мест, чтобы у него появилось конституционное большинство - 101 мандат. Если Иванишвили захочет, он со своими огромными деньгами сможет этого добиться. Вдобавок ко всему, он приказал провести аудиторскую проверку в государственной широковещательной компании (которую миссия наблюдателей Евросоюза назвала самым объективным источником новостей в стране), заявив, что намерен объединить ее со своим Девятым каналом (которым номинально владеет его жена) за счет передачи этой компании телевизионного оборудования и предоставления телевизионного персонала. Между тем, частный телеканал «Имеди», которым раньше владел близкий к Саакашвили магнат, приобрел другой состоятельный бизнесмен, близкий к Иванишвили. И канал этот прекратил передавать новости.

Как это ни парадоксально, политические трюки Иванишвили стали возможны отчасти из-за недостатков, доставшихся стране в наследство от Саакашвили. Дело в том, что он так и не сумел должным образом реформировать систему правосудия в Грузии. Один из самых обоснованных и уместных доводов критиков в адрес правительства Саакашвили касается дефицита независимости судов. Близкие к Саакашвили люди с неохотой признают этот недостаток. «Безусловно, судебная власть в течение 10 лет нашего правления была недостаточно независимой, - говорит советник президента Глюксман. – В отличие от полиции, осуществить реформу в судебной системе нам удалось лишь отчасти». А поскольку сегодня страной руководит новая команда, охотники за удачей из судебной системы в своей лояльности сделали разворот на 180 градусов. Но признавая эти упущения, Глюксман заявляет, что когда страной руководило «Единое национальное движение», «у нас было основополагающее правило: никто из лидеров оппозиции не должен попадать в тюрьму, в каких бы преступлениях их ни подозревали».

Также по теме: Президент Саакашвили выступил перед новым парламентом


Крутые повороты и преобразования часто случаются при смене политического курса, но аресты политических оппонентов власти по надуманным обвинениям ставят под угрозу все то, чего добилась Грузия за двадцать лет своей независимости после выхода из состава Советского Союза. Однако то, что осуществление такого сценария началось сразу же после выборов 1 октября, не является неожиданностью. Многие из сторонников Иванишвили являются членами старой гвардии. Это бывшие сотрудники полиции, уволенные Саакашвили во время перестройки коррумпированных правоохранительных органов, косные чиновники эпохи Эдуарда Шеварднадзе, которые поддерживают Иванишвили не из-за каких-то конкретных перемен в политике, которые он предлагает, а из-за желания отомстить человеку, несущему ответственность за их падение. Добавьте к этому диктаторские замашки Иванишвили, его связи с Россией, националистический и ксенофобствующий состав его коалиции – и вы получите готовый рецепт карающего возмездия, если не хуже.

Грузии хватает нерешенных проблем, главные среди которых - массовая бедность и безработица. И меньше всего в этих условиях ей нужна политическая охота на ведьм. К счастью, прозападных устремлений большинства грузин должно быть достаточно для того, чтобы не допустить полного возврата к репрессиям советского или постсоветского размаха, так как это помешает сближению Грузии с Западом. Согласно данным опроса, проведенного в 2011 году организацией Caucuses Research Resource Center, 71% грузин заявили о том, что страна должна поддерживать теснейшие дипломатические отношения с Соединенными Штатами. Выступая на прошлой неделе с речью, Саакашвили заявил своему народу: «Вы хотели, мы все хотели вернуть Грузию в европейскую семью свободных и процветающих наций, из которой ей никогда не следовало уходить». Предстоящие месяцы покажут, достаточно ли сильна молодая грузинская демократия, чтобы не поддаться разрушительному воздействию политического обмана и надувательства.