Вашингтон - Когда в Германии пару лет назад оказался вакантным один важный государственный пост, наиболее простой заголовок тогда звучал так: «Какой Хорст?» В то время и газета Bild от имени народа выражала удивление по поводу ставшего впоследствии президентом Хорста Келера (Horst Koehler), а сегодня подобная игра слов получает распространение в Соединенных Штатах: «Какой Джек?» (Jack who) – такой вопрос задают люди, работающие за пределами автомобильной окружной дороги в Вашингтоне, но следящие каждый день за политическими событиями в стране.
Этот вопрос по-английски хорошо рифмуется с именем Джек Лью (Jack Lew), который в ближайшее время станет одним из наиболее важных политиков в Америке. В настоящее время этот 57-летний чиновник возглавляет аппарат президента Соединенных Штатов Барака Обамы. Во второй половине дня его шеф представил Лью как своего основного кандидата на пост главы Министерства финансов. «Моя потеря является приобретением для Америки, - сказал Обама. – Джек пользуется моим полным доверием».
Этот до последнего времени мало известный политик скоро станет голосом американской экономики, он будет вынужден бороться с растущим взрывными темпами государственным долгом, с высоким уровнем безработицы при постоянно снижающихся показателях роста, а также заниматься крупной реформой финансового регулирования, кризисом евро и отношениями с Китаем. И это только некоторые из задач, которые ему предстоит решать. Короче говоря, у него будет одна из самых трудных работ в мире.
Читайте также: Даешь монету!
Назначение Лью министром финансов и преемником Тимоти Гайтнера (Timothy Geithner) является логическим шагом со стороны президента. Слывущий тихим и лишенным амбиций нынешний глава президентской администрации пользуется доверием Барака Обамы, а также является признанным экспертом в области бюджета Соединенных Штатов. Мало кто в Вашингтоне провел больше сражений по поводу бюджета. «Джек Лью является великолепной фигурой для Министерства финансов, - отметил бывший экономический советник Обамы Остан Гулсби (Austan Goolsbee) в интервью с корреспондентом газеты Washington Post. «И это происходит в правильный момент, поскольку вопросы бюджета и налогов стали важнейшими темами в Вашингтоне».
И, действительно, назначение Лью свидетельствует о том, что фокус Обамы сместился: он отдаляется от борьбы с финансовым кризисом, от пожарных мер, применявшихся таким испытанным борцом с кризисами как Гайтнер. И он движется в сторону следующего большего вызова – в сторону колоссального государственного долга.
В свете предстоящих переговоров по поводу бюджета Лью представляется для Обамы идеальным выбором. Уже в середине февраля лимит государственного долга Соединенных Штатов может составить 16,4 триллиона долларов, и этот показатель не был превышен только в результате предпринятых Гайтнером трюков. Без увеличения долгового потолка стране грозит признание неплатежеспособности. Вскоре после этого может потребоваться также автоматическое сокращение многих статей бюджета на миллиардные суммы – все это оставшиеся задачи после новогодней сделки по поводу так называемого «финансового обрыва».
Также по теме: Сенат США принял закон о «фискальном обрыве»
Здесь следует вновь ожидать кровавых сражений между правительством и республиканцами – и Лью будет вести их от имени президента, представляющего Демократическую партию. Обама хочет в ближайшее время увеличить потолок государственного долга, тогда как его противники в Палате представителей в обмен на свое одобрение требуют введения строгих мер экономии. Обама намерен повысить налоги для богатых и таким образом ограничить урезание бюджета, тогда как республиканцы выступают против повышения налогов.
Лью, будучи ветераном в подобного рода делах, уже все это знает. Будущий министр финансов, который, кстати, считается бюджетным ястребом, еще в 2011 году бился с республиканцами по поводу долгового лимита – в то время он был директором бюджетного департамента у Обамы. Как глава аппарата Белого дома он стал затем голосом Обамы на переговорах о финансовом обрыве и продолжал заниматься этой проблемой, в то время как правительственный аппарат сосредоточил свое внимание на избирательной кампании.
Вообще Лью имеет длинный послужной список – на стороне демократов в боролся еще с администрацией Рональда Рейгана, а в 1990-х годах выступал на стороне Билла Клинтона против спикера Палаты представителей Ньюта Гингрича (Newt Gingrich). Тогда был выработан компромисс, с помощью которого на многие годы было гарантировано превышение бюджета.
Соответственно мягкой остается пока публичная критика назначения Лью со стороны республиканцев. Гингрич даже похвалил этот шаг, назвав его «умным». Принимая во внимание сравнительно более активные протесты против кандидатов Обамы на другие министерские посты, можно ожидать того, что противники будут бросать в будущего министра в лучшем случае только риторические камни, когда он будет пытаться получить одобрение своего назначения в Конгрессе.
Читайте также: Как вырастут налоги американцев
Однако полностью без обвинений обойтись не удалось. Так, например, действующий спикер Палаты представителей Джон Бонер (John Boehner) так высказался о Лью, которого он знает как партнера по переговорам во время обсуждения бюджета: по его словам, Лью «в большей степени хочет убедить республиканцев в мудрости своей позиции, чем найти общий знаменатель». Республиканцы опасаются Лью, считая его трудным переговорщиком. По мнению занимающегося расследованиями журналиста Боба Вудварда (Bob Woodward), представители Республиканской партии во время дискуссии в 2011 году относительно бюджета якобы даже направили в Белый дом следующее послание: «Пожалуйста, не присылайте Джека Лью. Директор бюджетного департамента слишком много говорит и не склонен к компромиссам».
Тем не менее демократы получат вместе с Лью дополнительные проблемы. Будущий министр финансов в прошлом постоянно выступал в поддержку государственных социальных программ. Вместе с тем он убежден в том, что государство не может в течение продолжительного периода времени тратить больше, чем получает. Без чувствительных сокращений – на это также ясно указывает назначение Лью – обойтись уже не удастся.
Появление в Министерстве финансов человека цифр и вашингтонского инсайдера также означает: масштабных проектов, включая программу создания рабочих мест, ожидать не следует. Некоторые наблюдатели могут сказать, что Лью не хватает опыта работы на финансовых рынках – он не может, как Гайтнер, похвалиться весьма полезным пребыванием в Федеральном резервном банке (Нью-Йорка), и, кроме того, у него нет достойных упоминания связей с Уолл Стрит.
Лью работал пару лет в среднем управленческом звене в корпорации Citigroup и занимался там операциями с ценными бумагами за счет средств банка, которые как раз через некоторое время были запрещены Обамой. Однако у будущего министра финансов нет настоящих знаний инсайдера, как это было, например, в случае с одним из его предшественников Хэнком Полсоном (Hank Paulson), который перед уходом в политику возглавлял банк Goldman Sachs.
Лью является, скорее, карьерным чиновником. «Он предпочитает окружать себе экспертами, а не телекамерами», - отметил Обама в четверг. Джек Лью родился в нью-йоркском районе Куинс, учился в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, а также в Гарварде, где изучал юриспруденцию, а после этого начал заниматься политикой в столице. Теперь он окажется там почти на самой вершине власти. И скоро уже никто не будет задавать вопрос «Какой Джек?».