В течение последних трех лет лидеры Америки наблюдали за борьбой Европы с кризисом еврозоны с едва скрываемым презрением. В Белом доме и на Капитолийском холме не могли поверить в то, что европейские политики могут быть настолько некомпетентны при решении экономических проблем, столь склонны к недальновидным решениям, принимаемым в последний момент, и неспособны договориться о долгосрочной стратегии единой валюты. Такая критика была обоснована, но теперь критикующие сами должны «вынуть бревна» из глаз. Может американская экономика и не находится в столь плачевном состоянии, как европейская, но неудачи ее политиков, явно проявившиеся на прошлой неделе, когда соглашение для предотвращения катастрофы «фискального обрыва» было достигнуто в последний момент, наводят на мысль, что принцип дисфункций Вашингтона тревожно похож на проблемы Еврозоны по трем удручающим направлениям. И это беспокоит думающих людей в Лондоне.
Первая причина, это неспособность выйти за пределы понятия «подлатать». Кризис евро усугубился потому, что европейским политикам неоднократно не удавалось избавиться от коренных проблем единой валюты. Вместо этого они прибегали к серии временных мер, о которых, как правило, договаривались глубоко за полночь. У Америки же свои проблемы. Вместо того, чтобы зацикливаться на разрешении надвигающегося долгового кризиса, чем занимаются многие европейские страны, ей следует разрешить проблему колоссального долгоиграющего разрыва между налоговыми поступлениями и обязательствами по расходам, в частности, в области здравоохранения, в то же время не допуская чрезмерного краткосрочного ужимания экономики. Но ее политики сейчас ведут себя аналогично европейским, предпочитая откладывать решение проблемы на последний момент.
Достигнутое соглашение, «вымученное» сенаторами республиканцами и Белым домом в канун Нового года, принятое Сенатом в первые часы Нового Года и несколькими часами позже Палатой представителей, предотвратило угрозу рецессии. Соглашение предупредило рост налогов в большинстве сфер. В противном случае они должны были вступить в силу с 1 января, за исключением налогов, затрагивающих наиболее обеспеченные слои населения,и временно отложило все риски по сокращению расходных статей бюджета. Как и в ходе многих Европейских антикризисных саммитов соглашение в США отсрочило катастрофу: избежав спада экономики на 5% (вследствие «фискального обрыва»), бюджетные сокращения будут более мягкими и управляемыми и составят чуть более 1% от ВВП в 2013 году. Рынки вздохнули с облегчением.
Но надолго ли? Автоматическое сокращение расходов было всего лишь отложено на два месяца. За это время Конгресс должен проголосовать за повышение планки госдолга страны, иначе Казначейство будет не в состоянии оплачивать текущие счета. Таким образом, в течение ближайших недель мы увидим новое противостояние по бюджету.
Данное временное решение лишь заретушировало основные бюджетные изъяны Америки. Не были отрегулированы чрезмерно раздутые бюджетные статьи «обязательного» пенсионного обеспечения и здравоохранения; не был рационализирован американский весьма сложный и «противоречивый» налоговый кодекс, позволяющий получать более 1 триллиона долларов налоговых отчислений и вычетов, практически не предоставляя инструментов для латания огромного структурного дефицита американского бюджета. (Даже запредельное увеличение налоговых ставок не позволит получить больших средств). Не принимая во внимание перспективы ближайших двух месяцев, можно констатировать, что это был унизительный провал, считают эксперты в Лондоне. Достигнутое соглашение позволит собрать меньше налоговых поступлений, чем было предложено в ходе переговоров Джоном Бонером, спикером-республиканцем в Палате представителей, и оно не содержит ни одной реформы системы соцобеспечения, которые в свое время президент Барак Обама был готов принять к рассмотрению.
Причина этого плачевного результата, как уверены эксперты журнала Экономист, кроется в чрезмерном влиянии узко заинтересованных групп, что наталкивает на проведение не очень-то обнадёживающих параллелей с Европой. Неспособность европейцев превозмочь мелкие национальные озабоченности, будь то торг относительно того, кто оплачивает финансовую помощь, или кто осуществляет банковский надзор, не позволяет им идти на серьёзные компромиссы, которые необходимы для реализации плана построения «светлого будущего» единой валюты. Американские демократы и республиканцы доказали аналогичную неспособность заключать большие сделки, считают британские экономисты. Они слишком подвержены влиянию внутрипартийных групп с непримиримыми крайними установками и слишком зациклены на получении уступок в обмен на конструктивную совместную работу по обеспечению финансового будущего страны.
Кроме того, эксперты отмечают, что и в Европе, и в США, политики не сдержали слово перед избирателями. Ни Канцлер Германии Ангела Меркель, ни президент Франции Франсуа Олланд не смогли ясно и открыто рассказать в своих странах о том, что необходимо предпринять для сохранения единой валюты. Аналогично, ни Барак Обама, ни республиканские лидеры не набрались решительности, чтобы объяснить американцам, на что в действительности им предстоит пойти, чтобы справиться с финансовым хаосом, считают в Лондоне. Демократы настаивают на сохранении статуса-кво в таких сферах как медицинское обслуживание для пожилых людей или социальное обеспечение (пенсии). В свою очередь решения, предлагаемые республиканцами, зачастую предполагают неопределенные объемы сокращений расходов в вышеуказанных секторах, в то же время рассматривая любые повышения налогов, как путь к социализму. Каждая сторона предпочитает критиковать другую, усиливая тем самым поляризацию позиций, что очевидно препятствует конструктивному прогрессу.
Оптимисты отметили бы, что в ближайшем будущем, Америка вряд ли столкнется с долговым кризисом, подобным европейскому. Однако, как отмечают наблюдатели, «медленно горящий фитиль» уже сам по себе является проблемой. Британские эксперты считают, что одним из положительных побочных эффектов кризиса в Европе является то, что он заставил страны Еврозоны повысить возраст выхода на пенсию и рационализировать обязательства по пенсиям и здравоохранению. Америка, которая имеет наибольший структурный дефицит бюджета среди богатых стран мира, за исключением Японии, будет выделяться в негативную сторону из-за своей неспособности решить финансовые последствия старения населения. В США этот процесс происходит медленнее, чем в Европе, но, по мере того как накапливаются ее долги, а индексы делового и потребительского доверия падают, окончательная развязка будет еще более болезненной.
Британские аналитики подмечают, что самым печальным моментом во всей этой истории является то, что господа Обама и Бонер, видимо, совершенно не осознают, какой урон они наносят своим странам этой мелочной партийной разобщённостью. Национальная безопасность исчисляется отнюдь не количеством танков и ракет, которыми вы обладаете. Именно такими категориями начали мыслить в Лондоне после окончания «холодной войны». Эксперты констатируют, что когда Европа не смогла справиться с кризисом единой валюты, ее позициив мире рухнули. С какой стати развивающиеся страны будут доверять американскому правительству, когда создается впечатление, что оно не в состоянии решить свои внутренние проблемы? И в то время как авангардная демократия Запада остается парализованной, Китай не стесняется принимать волевые решения и поступательно продвигается вперед. Об этом уже прямо, без политеса пишет Экономист.
На прошлой неделе Барак Обама на мажорной ноте объявил, что он выполнил свои обязательства за счет повышения налогов на богатых. На самом же деле, как считают Британские эксперты, не будучи способным в очередной раз разобраться с фундаментальными прорехами в бюджете Америки, он и республиканские лидеры отстраивают новый Брюссель на реке Потомак.
Одним словом, усилия по обе стороны Атлантики не выходят на рамки сиюминутного «латания дыр». Именно поэтому британские обозреватели всё ещё пытаются довести до сознания американского истеблишмента, что ставки высоки как никогда – на кону американское лидерство в мире.