Что общего между Афганистаном, Белоруссией, Боснией, Бирмой, Китаем, Демократической Республикой Конго, Берегом Слоновой Кости, Египтом, Эритреей, Гвинеей-Конакри, Гвинеей-Бисау, Гаити, Ираном, Ираком, Северной Кореей, Ливаном, Либерией, Ливией, Молдавией, Сербией, Сомали, Южным Суданом, Сирией, Тунисом, США и Зимбабве?
В отношении этих 26 стран действуют различные санкции Евросоюза. С полным списком можно ознакомиться по следующей ссылке [European Commission: Restrictive measures – sanctions – in force, versión del 4 de diciembre de 2012] (он включает в себя также террористические организации типа «Аль-Каиды», а также сотрудничающих с ними лиц).
Этот большой и все расширяющийся список показывает серьезную работу, которую ЕС проводит во внешней политике. Лишь в течение 2011 были введены 69 санкций. Для сравнения скажем, что в предыдущем году ЕС ввел 22 санкций. Сами санкции многопрофильные: эмбарго на поставки оружия, ограничения в торговле, запрет на проведение определенных финансовых операций, отказ в выдаче въездных виз определенным лицам, связанным с нарушениями прав человека или с финансированием незаконной деятельности, наложение ареста на их имущество.
Читатели, наверное, будут удивлены тем, что в списке фигурируют и США. Это вызвано теми санкциями, которые Конгресс этой страны ввел в отношении некоторых европейских компаний, ведущих дела с Кубой, по-прежнему являющееся объектом экономической блокады.
Тем, кто часто упрекает в мягкотелости внешнюю политику ЕС, ответим: данный список показывает, что ЕС - это не только «мягкая власть», основанная на привлекательности европейских ценностей. Когда это необходимо, она может и зубы показать.
К тому же санкции вполне по силам Евросоюзу по крайней мере по двум причинам: во-первых, потому что ЕС самый крупный торгово-экономический блок в мире, так что когда он принимает решение от слова перейти к делу и ввести санкции, то вполне вероятно, что результат окажется весьма впечатляющим. Во-вторых, руководствуясь принципом эффективности, ЕС всегда стремился занимать отличную от США позицию в вопросах применения силы. Если говорить упрощенно, если американцы предпочитали быстро «нажать на курок», то европейцы всегда выступали за решение вопросов дипломатическим путем, за столом переговоров. И вот именно здесь вступают в силу санкции: на полпути между применением силы и заявлениями, которые не влекут за собой никаких последствий, санкции могли бы изменить поведение тех стран, которые нарушили права человека или представляют угрозу международному миру и безопасности.
«В самом деле? Но только не так быстро», - говорит нам мой коллега Костек Геберт (Kostek Gebert) в работе, недавно опубликованной Европейским советом по иностранным делам и озаглавленной: «Выстрелы в темноте: санкции ЕС». В работе детально рассматриваются наиболее важные санкции, введенные ЕС как в связи с нарушениями прав человека (характерными примерами являются Белоруссия и Бирма), так и с угрозой миру и безопасности (Ливия, Иран, по разным причинам и в разные периоды времени).
Его вывод не очень обнадеживает: санкции применяются, но параметры их успеха или провала слишком размыты, чтобы дать однозначный ответ. Многолетние санкции никак не повлияли на политику Лукашенко, который продолжает безнаказанно нарушать права белорусов. Они подействовали на Каддафи, который отказался от терроризма и разработки химического оружия, но при этом продолжал нарушать права человека. А бирманские войны в итоге освободили лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи, вот только мы наверняка не знаем, стало ли это следствием санкций.
Неясно также и происходящее вокруг Ирана. Хотя все и указывает на то, что санкции замедляют осуществление иранской ядерной программы, но при этом также возникает ощущение , что они отнюдь не ослабили, а усилили стремление режима обзавестись ядерными мощностями военной направленности. За все это приходится платить весьма высокую цену гражданам Ирана, хотя вовсе не они являются объектом санкций. Много вопросов, мало ответов. Есть пища для размышлений, как говорят в Англии и США.
Комментарии читателей
frydman
Наверное, они знают, что делают, каковы их приоритеты, как применить мягкую и твердую силу, обозначить цели и оценить итоги. Я говорю они, потому что нас в расчет не принимают.
Представительная демократия, стоящая на платформе «политика/мозговые центры/фонды», ведет внутренний диалог и все больше отдаляется от повседневной жизни граждан, приближаясь к группам влияния. Как сказал один из читателей, банкиры (например, немецкие) определяют политику. Они принимают решение сделать государство более бедным, чтобы оно за бесценок продало сферу услуг (на них приходится 50% социальных расходов в мире).
Они хотя бы добились, чтобы Google и Apple платили налоги.
carmen sanchez
Отрадным является то, что Европа осуществляет свою власть. Нет сомнения в том, что если так пойдет и дальше, то этот список окажется весьма эффективным. Вопрос заключается в том, насколько правильно расставлены приоритеты.
Учитывая то, что возможности оказания давления ограничены, хотя из-за собственных средств Еврокомиссии, следует подумать, не стоят ли перед европейцами более важные цели.
Например, почему эта мягкая/твердая власть не применяется для того, чтобы скрутить в бараний рог весь этот мир финансовых спекулянтов? Известно, что почти 45% сделок проводятся без какого-либо контроля со стороны правительства, потому что действующее законодательство этого не разрешает. Подобная практика в очередной раз подвергает риску нашу экономическую систему. Каким образом ЕС собирается ввести разумные правила игры? Как он собирается раз и навсегда покончить с оффшорными зонами?
Israel
Так это будут те же самые зубы, которые показывал Хавьер Солана во время геноцида в Боснии, месяц за месяцем, год за годом. Его гневных речей хватит на то, чтобы записать несколько dvd. А вспомните его улыбки и рукопожатия с убийцами, выступавшими под лозунгами создания Великой Албании. Какое счастье, что он не был политиком в 30-40-е годы.