Мое нынешнее место проживания – Виргиния – в сущности, выделяется среди американских штатов. Принято считать, что она прошла через такую демографическую и культурную трансформацию, что перестала быть частью Юга, к которому исходно принадлежала. Это трудно себе представить, глядя на все те современные и высокотехнологичные государственные ведомства и консалтинговые фирмы, которые базируются здесь, однако еще не так давно Виргиния во многом была типичным штатом «дикси» - со всей межрасовой ненавистью, со всем невежеством и провинциальной узколобостью, которые к этому прилагаются. Недаром действие знаменитого фильма «Вспоминая “Титанов” » («Remember the Titans»), посвященного трудностям борьбы с сегрегацией в школьной футбольной команде в конце 1970-х годов, происходит не в каком-нибудь пыльном городке в дельте Миссисипи и не где-то в мракобесном техасском захолустье, а в пригороде Вашингтона, на расстоянии лишь примерно десяти миль от Белого дома.
Виргинию настолько сильно изменили десятилетия притока образованных профессионалов из верхушки среднего класса, что она проголосовала на двух последних президентских выборах за кандидата от демократов, а также не пропустила в Сенат ранее неоднократно выигрывавшего выборы в штате Джорджа Аллена (George Allen) – человека, давно проявлявшего полное отсутствие деликатности, когда дело касалось межрасовых отношений. Все это заставляет думать о Виргинии как о воодушевляющем образце успеха и «прогресса», примере того, как силы отсталости и традиций медленно, но верно отступают под натиском более передовых элементов общества. Вперед к светлому будущему, виргинцы!
Читайте также: Демократия в интернете
Однако в действительности рассуждать о Виргинии в таких выражениях было бы огромной ошибкой. На самом основополагающем уровне этот штат по-прежнему страдает от серьезных управленческих провалов, которые наглядно демонстрируют, почему американская система управления переживает сейчас трудный период и почему «демократия», что бы о ней ни говорили, - далеко не панацея.
Одна из ключевых проблем Виргинии – это транспортная инфраструктура. Проще говоря, темпы расширения сети автомобильных дорог и рельсового транспорта в штате не соответствуют стремительному росту населения, которое в основном концентрируется в пригородах Вашингтона. Дорожное движение в северных пригородах столицы невозможно себе представить – его надо видеть. Я могу сравнить его только с московскими заторами (поверьте, я понимаю, насколько это сильное утверждение). Кое-кто из моих коллег проезжает каждый день милю от своего дома до автострады в среднем минут за 30. Простоять меньше двух часов за день в пробках – для многих повод для радости. Впрочем, с рельсовым транспортом дела обстоят еще хуже. Вашингтонскому метро меньше 40 лет, но при этом в нем регулярно случаются происшествия, характерные, скорее, для стран «третьего мира». Только на прошлой неделе одна из его линий полностью остановилась, и тысячи пассажиров застряли в неподвижных поездах в туннеле под рекой Анакостией. Из-за полного отсутствия информации многие из них «эвакуировались самостоятельно» и выбирались из туннеля пешком. Только каким-то чудом никто не погиб.
На фоне бесконечных пробок, растущего населения и не справляющейся со своими функциями транспортной системы можно было бы ожидать, что одним из главных приоритетов штата будет улучшение транспортной инфраструктуры. И если судить по тому, что политики говорят, эти ожидания вполне оправдываются. Едва ли не каждый день разные члены законодательного собрания, - а то и сам губернатор - произносят тяжеловесные и высокопарные тирады о необходимости «строить будущее для Виргинии» или «обеспечивать наше транспортное будущее». Если распечатать все официальные заявления об «улучшении инфраструктуры в Виргинии», бумажная лента протянется до Луны.
Также по теме: Сайт Белого дома для заявлений - это шутка
Но если взглянуть на непосредственные действия и поинтересоваться, как обстоят дела на уровне прозаичного, но дорогостоящего реального строительства, окажется, что прогресса практически нет. Корень многих трудностей заключается в том, что транспортный фонд штата находится на грани банкротства и может иссякнуть в ближайшие два года. Но почему же у динамичного, постоянно богатеющего штата нет денег на решение транспортных проблем? Потому, что налог на бензин – главный источник транспортных фондов – в Виргинии не индексируется с учетом инфляции. Он уже давно составляет 17,5 цента за галлон, и это означает, что его реальное значение с каждым годом понемногу уменьшается (мелкие укусы инфляции суммируются, а так как не повышался налог с начала 1980-х годов, он сейчас, фактически, намного меньше, чем был исходно).
Очевидным выходом было бы просто повысить налог или начать его индексировать. Это было бы и справедливо (люди, которые больше других используют дороги, должны платить больше налогов), и эффективно (рост налогов на бензин привел бы к росту цены бензина, что заставило бы людей меньше пользоваться машинами и привело к уменьшению пробок). Однако губернатор в своей безграничной мудрости предложил решение, которое выглядит столь регрессивным и ужасным, что это даже невозможно преувеличить. Он предлагает – и его предложение имеет все шансы быть принятым - отменить налог на бензин и повысить общий налог с продаж примерно на 1% (освободив от него продажи бензина). Это правильно: если налог на бензин слишком мал, и поэтому вам не хватает денег на транспортную систему, нужно перестать его взимать вообще! Такое «решение» приведет к росту дорожного движения (цена бензина снизится, в Виргинию устремятся водители из других штатов) и усугубит ту самую проблему, которую должна была решить реформа. Не зря же практически все штаты облагают бензин налогами! Они поступают так потому, что не облагать его налогами – чудовищная глупость. Если в Виргинии не будет налога на бензин, бедняки, у многих из которых нет машин и которые в принципе водят нечасто, будут субсидировать автомобильные поездки богатых. Это выглядит гротескной насмешкой над надлежащей ролью государства. И конечно же, наша пресса называет эту горе-реформу «смелым шагом» и «серьезной стратегией», потенциально способной обеспечить нашему губернатору известность на национальном уровне и даже, возможно, выдвижение на президентские выборы 2016 года. Только в Америке закон, который усугубляет проблему, могут считать примером для подражания.
Читайте также: 2013 год - защита демократии продолжается
Неспособность Виргинии решить насущный транспортный вопрос весьма показательна. Она наглядно демонстрирует нарастающую дисфункцию американской политической системы и все чаще встречающую готовность подменять содержание формой. Отмена налога на бензин кажется замечательной идеей (Дешевое топливо! Больше денег для транспортной системы!), однако если рассмотреть ее по существу, выяснится, что это экономически безграмотная мера, способная привести к катастрофе. Стоит заметить, что данный фарс разыгрывается в месте с исключительно свободными и честными выборами, не замаранными мошенничеством или манипуляциями. Как раз с этим здесь все хорошо. Кстати, губернатор действительно популярен, и его рейтинги поддержки стабильно держатся на уровне 53-54%. Проповедникам демократии стоило бы извлечь из этого некоторые уроки. Как минимум, я бы посоветовал им не забывать, что для решения сложных проблем мало просто провести выборы.