Согласно последним данным, рост экспорта составил 100 процентов. Это заслуга низкой исходной точки: после периода пертурбаций польским производителям приходится заново искать место на российском рынке. И у них это отлично получается.
Несколько лет подряд польские предприятия регулярно сталкивались при экспорте товаров в Россию с множеством проблем. Эмбарго на импорт мяса из Польши было введено в 2005 году и отменено спустя два года, в свою очередь в 2011 году появился запрет на ввоз в Россию польских овощей и фруктов. В обоих случаях претензии были одинаковы: качество не отвечает российским стандартам (несмотря на то, что оно отвечало стандартам европейским). Нормы контроля были ужесточены до такой степени, что экспорт оказывался невыгодным.
Читайте также: Польша и Россия - взаимное прощение
Но это были решения, которые исходили от властей, а сами россияне любят наши продукты. Польские продовольственные марки завоевали себе хорошую репутацию. Нам удалось достичь в России того, что мы (пока безуспешно) пытаемся сделать в странах Западной Европы: мы создали сильные марки со стабильной позицией, продукты которых хотят покупать люди. Благодаря географической близости и, следовательно, меньшим расходам на транспорт, наши продукты отличаются хорошим качеством и стоят меньше, чем их европейские аналоги.
Польско-российское сотрудничество никогда не было легким. Примеров можно привести немало: от проекта проложить в обход Польши ширококолейную железную дорогу через Австрию и Чехию до повторяющихся из года в год переговоров о количестве двусторонних разрешений на въезд грузовых фур с товарами. Но это лишь политика, а поляк с русским всегда найдут общий язык: у нас схожий менталитет, а бизнес есть бизнес. Правда, те, кто уже нашел себе торговых партнеров за восточной границей, говорят, что начало такого сотрудничества скрепляется обычно морем водки. Но ведь и она может быть польской.