Доклад президента о положении в стране дает уникальную возможность обратиться к ключевым экономическим проблемам нашего времени. Американский народ это заслужил. Страна уже давно не слышала ясный, четкий и реалистичный анализ экономической ситуации с указанием необходимых мер по улучшению экономического и финансового положения и назначением ответственных за реализацию таких мер.
Американская экономика продолжает устойчиво восстанавливаться после травм, полученных ею в ходе мирового финансового кризиса, когда она оказалась, если можно так выразиться, в больничной палате интенсивной экономической терапии. Экономика США создает рабочие места, бюджетный дефицит и дефицит платежного баланса сокращаются, инфляцию удается сдерживать, острые проблемы, связанные с крайней степенью финансовой уязвимости (включая жилищное строительство и банки) удалось решить. Пациента выписали.
Однако экономика вышла из больницы со структурными повреждениями. Она может ходить, но не в состоянии бегать.
Читайте также: Почему США и Европа нуждаются в сделке по свободной торговле
Данные по динамике роста в стране носят излишне гипотетический характер. Согласно последним оценкам за четвертый квартал 2012 года, налицо небольшое сокращение (хотя обновленные цифры должны быть намного лучше). Годовые темпы роста застряли где-то между 1,5 и 2 процентами, что намного ниже потенциала развития страны. А вышедший утром анализ по малому бизнесу подтверждает, что эта мощная движущая сила роста, которая чрезвычайно важна для благосостояния среднего класса (и политики), застряла на первой скорости и никак не может переключиться на повышенную передачу.
Да, рабочие места создаются, но их недостаточно, чтобы снизить уровень безработицы с нынешних 7,9% до более приемлемого показателя в 5%. Слишком много людей относится к категории так называемых «долговременных безработных». Если говорить точно, то их 39% среди официально безработных. И все больше американцев зависят от чрезмерно растянутых и перегруженных сетей социального обеспечения, из которых они в некоторых случаях выпадают.
Если говорить просто, как ни старается американская экономика, она пока не набрала экономическую скорость бегства от проблем. Пока ее будет удерживать это дополнительное притяжение, семьям с низкими и средними доходами будет трудно добиваться благополучия; неравенство в доходах и богатстве будет и дальше увеличиваться; а экономика по-прежнему будет барахтаться в проблемах замедленного роста, необычайно высокой безработицы, вызывающей тревогу бедности и нужды.
Четыре вопроса, которые, я надеюсь, президент поднимет сегодня вечером, помогут американской экономике достичь приемлемой скорости.
Также по теме: Хомский - Почему все, что делают США, законно
1. На макроэкономическом уровне экономика должна перейти от «поддерживаемого роста» (для которого нужна все более экспериментаторская и непроверенная политика Федерального резерва) к «эндогенному росту» (который обеспечивают более устойчивые силы, дающие меньше перекосов и искажений).
2. На отраслевом уровне – совершенствование работы рынка рабочей силы, системы образования, финансирования жилищного строительства, мобилизация капиталов через кредитно-финансовую систему и обновление инфраструктуры.
3. На микроэкономическом уровне это повышение доверия и уверенности частного сектора, что поможет разблокировать триллионные средства, которые лежат без дела на счетах, в балансовых ведомостях и в банковских резервах.
4. На финансовом уровне это замена грубых и непонятных сокращений расходов, ассоциирующихся с конфискацией, на более вдумчивый подход. Кроме того, это договоренность о среднесрочном механизме, который положит конец свистопляске переговоров о бюджете, усиливающих никому не нужную неопределенность и дальнейшую политическую поляризацию.
Обратившись непосредственно к этим вопросам, Обама может конструктивно перезагрузить экономический сценарий в самом начале своего второго срока. Поступив таким образом, он поможет гражданам согласовать и привести в соответствие три эмоции, которые господствуют сегодня в американском обществе: душевное волнение, надежда и тревога.
Читайте также: Нужны ли Америке две армии?
Многие люди волнуются по поводу того, как впечатляющее оживление на финансовых рынках повлияет на их пенсионные планы, пенсионные накопления и инвестиции. Они надеются, что в отличие от последних циклов взлетов и падений, это оживление найдет подтверждение в улучшении основных экономических показателей. Но у них остается тревога. Их тревожит не только политическое бездействие в Вашингтоне, но и нежелание компаний инвестировать средства, нанимать людей на работу и расширяться.
Говоря сегодня о том, что надо сделать на экономическом фронте, президент может заверить своих граждан в том, что Америка по-прежнему полностью управляет своей судьбой. В отличие от барахтающихся в проблемах стран Европы и других мест, Соединенные Штаты не зависят от чьей-либо благосклонности; да и финансовая незащищенность им в ближайшем времени не грозит.
Президент также имеет возможность рассказать о том, что помехи повышению благосостояния в меньшей мере связаны с традиционным экономическим проектированием и в большей – с политикой конгресса. Действительно, у экономистов могут быть разные мнения относительно конкретных деталей оптимальных мер в политике, но у них мало разногласий по поводу конечных целей таких мер и соответствующей необходимости одновременного прогресса в проведении структурных реформ, обеспечивающих рост, в управлении спросом и в обеспечении среднесрочной бюджетной устойчивости.
А теперь от вопроса «что» мы переходим к вопросу «кто».
Охарактеризовав положение в экономике и меры по ее продвижению вперед, Обама должен без колебаний напомнить нации, как бездействие Вашингтона постоянно приводит к срыву вполне разумных экономических инициатив. Многие полезные реформы, начиная со сферы занятости и кончая жилищным строительством, стали жертвой крайней политической поляризации и нескончаемого предвыборного позирования.
Также по теме: Обама номинировал Джона Керри на пост госсекретаря
Как правило, содержание и суть уступают место пустяковым тактическим маневрам. Конгресс вот уже четыре года подряд не выполняет свою основную обязанность в области экономического управления – не утверждает своевременно годовой бюджет. В общем и целом, на смену чувству общности цели и национального единения пришли злопамятность и мелочность.
Четко изложив свои представления о том, чего может добиться экономика, обладающая свойственной ей живостью, энергичностью и новаторским духом, президент может поместить необходимые политические меры в мощный контекст, а также назначить ответственных за их исполнение из числа избираемых для этих целей людей. В ходе такого изложения он сумеет лучше обозначить стимулы политиков, а также использует общественное мнение для повышения ответственности и подотчетности конгресса. Это мощный инструмент в нашу цифровую эпоху социальных сетей.
Будем надеяться, что этот доклад президента о положении в стране запомнится как важный шаг в преодолении тупиковой ситуации, которая слишком долго подрывает динамизм и предприимчивость самой мощной и крупной в мире экономики. Этот тупик наносит значительный вред обществу.
Я делаю такой вывод как экономист, который пристально следит за информацией и дискуссиями о политике, как человек, надеющийся на то, что здравый смысл и чувство долга на Капитолийском холме в конечном итоге возобладают.
Но я также говорю об этом как отец. Чем больше времени уйдет на то, чтобы расшевелить конгресс и заставить его работать конструктивно, тем больше вероятности, что поколение наших детей будет жить хуже своих родителей.
Мохамед А. Эль-Эриан - руководитель и содиректор по инвестициям паевого инвестиционного фонда PIMCO. Он автор книги «When Markets Collide» (Когда рынки сталкиваются).