Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пятая годовщина независимости Косово создает необходимость в очередной раз проанализировать нашу политику на Балканах. Основной недочет в этой политике связан с недостаточной координацией деятельности различных государственных учреждений и некоммерческих организаций. Практически полное отсутствие сотрудничества между ними может привести к возникновению существенных проблем.

Пятая годовщина независимости Косово создает необходимость в очередной раз проанализировать нашу политику на Балканах. Основной недочет в этой политике связан с недостаточной координацией деятельности различных государственных учреждений и некоммерческих организаций. Практически полное отсутствие сотрудничества между ними может привести к возникновению существенных проблем.
Очевидно, Балканы - одно из пространств, где внешняя политика Турции становится все более активной. В период проведения мероприятий, посвященных 100-летней годовщине балканских войн, на платформе которых встречаются и дискутируют друг с другом представители балканской диаспоры в Турции, наконец, пришло время найти ответ на вопрос о том, насколько балканская политика Турции будет сопровождаться эмоционально нагруженной риторикой и действиями.

Почему у нас эмоционально окрашенный взгляд

Эмоциональная основа политики Турции в отношении Балкан обусловлена двумя причинами. Во-первых, это чувство вины, возникшее в результате отчасти пассивной и неэффективной политики, которую преследовала Турция в период войны, вспыхнувшей в 1990-е годы в Боснии. Во-вторых, это эмоциональная интерпретация событий балканскими переселенцами, активность и рьяная риторика которых в Турции также возросла под воздействием войны в Боснии, и формирование в этих рамках восприятия Балкан в Турции.

Читайте также: Столетняя годовщина геноцида турецкого народа на Балканах

Под влиянием этих причин на уровне гражданского общества и на государственном уровне сохранялась эмоциональная окрашенность восприятия Балкан и формировалась балканская политика Турции. Если к этому добавить существующий в нашей стране недостаток интеллектуалов и исследователей, всерьез занимающихся изучением Балканского региона, то можно наблюдать еще более отчетливую устойчивость и последовательность этой эмоциональной риторики.

В этой связи необходимо внимательно рассмотреть политику Турции на Балканах, прежде всего последних 10 лет. При анализе Балканского региона требуется обратить внимание на два аспекта, которые крайне существенны для понимания восприятия Балкан и взгляда на данный регион, сформировавшиеся в Турции после 2000 года. Один из них связан с тем, как возникал интерес международного сообщества к Балканам. Второй аспект сводится к тому, как с годами формировался интерес Турции к региону, и как она себя проявляла.

Интерес международного сообщества к Балканам, в частности к Боснии, стал возрастать после теракта 11 сентября. Если исключить события в Косово, то можно заметить, что международный интерес, наблюдаемый в начале 1990-х годов, в целом уменьшился на закате XX века. События 11 сентября полностью изменили эту ситуацию и проложили путь к началу нового периода. Основная причина резко возросшего интереса - стремительное распространение угрозы терроризма после 11 сентября и обострение вопросов безопасности во всем мире, в том числе и на Балканах. Западные государства всерьез верили в пропаганду того, что на Балканах - на пороге Европы - существует опасность терроризма. Это восприятие и убеждение продолжалось вплоть до 2006 года, и в этот период были предприняты наиболее серьезные действия для формирования институциональной структуры государства Босния и Герцеговина.

Косово


Также по теме: Куда движется Турция?

США и Европа удалились

Можно констатировать, что после 2006 года, и особенно кризиса 2008-го, как Европа, так и Америка постепенно отстраняются от Балканского региона. Хотя необходимо отметить, что в последнее время, начиная с 2011 года, у Америки и Европейского союза вновь возникает, пусть и небольшой, интерес к этому региону. При этом их интерес в последнее время, будучи тесно связанным с событиями, происходящими во внутренней политике Боснии и Герцеговины, является достаточно существенным. В основе этого интереса лежит глубокое влияние настойчивых требований проведения референдума о независимости, о чем открыто заявлял лидер боснийской Сербской Республики Милорад Додик.

Если рассматривать Балканы с позиции Турции, то на формирование подхода нашей страны после 2006 года значительное влияние оказала политика этого периода по приданию значимости отношениям с ближайшим окружением. Следовательно, при сокращении интереса со стороны Запада можно наблюдать рост интереса руководства Турции. Политику Турции на Балканах и, прежде всего, в Боснии можно рассмотреть в рамках четырех измерений: социального, экономического, политического и религиозного. В ближайшее время и в долгосрочной перспективе для каждого измерения будут характерны свои особенности и последствия.

Читайте также: Балканские войны - Век спустя

Балканы с социальной точки зрения

При взгляде на социальное измерение можно говорить о наличии трех основных пунктов. Во-первых, гуманитарная помощь. Свою деятельность на Балканах и в Боснии осуществляют многие некоммерческие организации и религиозные джамааты, значение которых в этом контексте не стоит недооценивать. Во-вторых, вопрос конструирования идентичности. Интерес Турции к Балканам во многом находится под воздействием процесса формирования идентичности, прежде всего боснийской, и эта ситуация, по всей видимости, сохранится в средне- и долгосрочной перспективе. Важнейшее измерение боснийской идентичности - исламизация. При этом классического определения этнической идентичности будет недостаточно применительно к ситуации на Балканах и в Боснии, поскольку это не принесет ничего, кроме ее ограниченного понимания. В-третьих, можно выделить образовательное измерение. Например, в рамках образовательной деятельности необходимо обратить внимание на Сараевский университет (Uluslararası Saraybosna Üniversitesi), в котором, как отмечается, заинтересован сам премьер-министр Эрдоган. С этой точки зрения также важны другой университет - Международный университет Бурч (Uluslararası Burç Üniversitesi) - и многочисленные турецкие колледжи. Хотя это важный вопрос, который требует детального рассмотрения в рамках отдельной статьи, вкратце можно отметить следующее. От этих образовательных учреждений ожидается выполнение важных функций как в плане воспитания будущих поколений, так и реконструкции страны, однако, судя по их нынешнему состоянию, они еще далеки от того, чтобы оправдать эти ожидания.

Также по теме: Куда движется внешняя политика Турции?

Больше инвестиций


В экономическом измерении Турции, по сути, удалось в наименьшей степени преуспеть на Балканах. В частности, если мы обратимся к Боснии, то следует заметить, что 80% банковского сектора всей страны контролируют австрийские банки. При этом под контролем турецкого банка Bosna Ziraat Bankası находится лишь совсем небольшая часть. Кроме того, в отношении иностранных инвестиций Боснии и Герцеговины можно отметить следующее. В то время как многие австрийские и немецкие компании получают в инвестиционной сфере поддержку государства, Турция все еще не дает государственной гарантии для осуществления инвестиций на Балканах. Добавив к этому существующие бюрократические сложности, крайне трудно говорить о каких-либо значительных объемах инвестиций Турции. В этой связи было бы неверно утверждать, что Турция осуществляет эффективное экономическое сотрудничество с Боснией и Герцеговиной, за исключением предоставления «помощи».

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган


Особенно при анализе Боснии и Герцеговины можно утверждать, что под воздействием социального измерения после 2009 года Турция постепенно становится активной в политическом отношении. Отражением активности Анкары в этой сфере можно назвать тройные механизмы Турция - Хорватия - Босния и Герцеговина и Турция - Сербия - Босния и Герцеговина, которые были созданы при ведущей роли Анкары и постепенно приобрели ускорение. Возможно, в ближайшее время эффективность этих механизмов будет и не столь ощутима, однако, по всей видимости, в долгосрочной перспективе они сделают возможным образование единых площадок и инфраструктуры для решения проблем на Балканах.

При рассмотрении религиозного измерения можно наблюдать наличие множества различных направлений деятельности. TİKA занимается реставрацией многих мечетей, также на Балканах осуществляют свою деятельность различные некоммерческие организации и религиозные ассоциации. После войны в Боснии говорилось о салафитском и иранском влиянии, однако сейчас Турция на Балканах в значительной степени заставила понервничать религиозных радикалов, и это вносит вклад в создание исламской концепции, которая в том числе подразумевает большую близость к Европе и способность полагаться на свои силы.

Читайте также: Европейский союз и неприглядные игры с Балканами

Недостаточная координация

Отдельным предметом для обсуждения является вопрос о том, насколько осознанно или бессознательно осуществляется деятельность на религиозном направлении, однако данная ситуация на Балканах - результат влияния религиозных джамаатов, прибывающих из Турции. Эта ситуация естественным образом приветствуется ЕС и Америкой. С религиозной точки зрения балканская политика Турции не сталкивается с какой-либо критикой со стороны Запада, напротив, находит надежную поддержку.

Основной тупик и недочет политики Турции на Балканах связан с недостаточной координацией деятельности различных государственных учреждений и некоммерческих организаций. Хотя многие такие организации и государственные органы ведут активную деятельность, между ними практически полностью отсутствует сотрудничество.

Несмотря на этот недостаток, все, что было сделано этими структурами, в любом случае обеспечивает позитивное воздействие на балканскую политику Турции. Если расширить возможности для сотрудничества и действовать совместно, то в результате множительного эффекта и весомого вклада каждого может возникнуть нечто гораздо большее. В этой связи необходимо, чтобы все эти организации, выработав определенное видение, развивали сотрудничество друг с другом.