Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что Горбачев искал в примерной советской деревне

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Где лучше всего говорить о пользе дальнейшего пребывания в составе СССР, если не в примерной деревне советского времени - в производительном, неспившемся колхозе, с развитой инфраструктурой и трактористами, в дома которых не стыдно пригласить и самого Горбачева.

В январе 1990 г., когда дни Литвы в составе СССР уже были сочтены, Литву неожиданно посетил глава СССР Михаил Горбачев. Где лучше всего говорить о пользе дальнейшего пребывания в составе СССР, если не в примерной деревне советского времени - в производительном, неспившемся колхозе, с развитой инфраструктурой и трактористами, в дома которых не стыдно пригласить и самого Горбачева, и... со слабым сопротивлением.

Журналисты Delfi посетили деревню Бридай (Шяуляйский район), встречались с очевидцами этого события. Как они помнят это событие, произошедшее за два месяца до подписания Акта о независимости 11 марта?

Горбачев с многочисленной свитой из Москвы прибыл в Бридай 12 января 1990 г. О визите сообщили лишь накануне, поэтому на подготовку времени не было. В этом не было необходимости, так как Бридай славился как жемчужина советского периода, которую демонстрировали делегациям всех социалистических стран. В Бридай социалистическое будущее строилось на пустом месте, так как после Второй мировой войны деревня была стерта с лица земли – после войны почти всех ее жителей сослали, с корнями вырвали признаки независимости межвоенного периода.

Журналисты Delfi сначала посетили тракториста бывшего колхоза «Вперед!» Йонаса Клусаса, которому выпала честь принять Горбачева у себя дома. Журналистов встретила дочь Клусаса Лина Сабутене, которая живет в доме отца, после смерти жены переехавшего в Шяуляй. Приехал сюда и сам Йонас Клусас, которому вскоре исполнится 75 лет.

Читайте также: Sina Weibo - Вспоминания Горбачева и Солженицына


Клусасу, примерному трактористу, награжденному рядом орденов, о визите Горбачева сообщили утром того дня, когда должна была приехать делегация. Охранники проверили его дом. «От мастерских я ехал в лимузине вместе с Горбачевым», - ялыбаясь, вспоминал Клусас.

Трактор. Архив


У дома Клусаса собралось много людей, однако в небольшую гостиную впустили лишь Горбачева с супругой Раисой и еще несколько человек. В комнате была жена Клусаса, две его дочери и зять.

«Горбачев сел, корреспондентов выгнал, поставил охранника в дверях и сказал: «Хочу отдохнуть». Ничего не было готово. Сказали, что ничего не надо, есть не будут, ничем не угощать», - рассказал Клусас, уточнив, что встреча длилась 15-20 минут, гости даже пальто не сняли.

На вопрос, о чем разговаривали, Клусас промычал: «Ай, знаешь...» Ему на помощь пришла дочь: «Как работа? Кка идут дела? О быте».

Горбачевы осмотрели и дом. «Бразаускас также все обошел, все подвалы, котельные осмотрел. Был и Йоцас – председатель нашего колхоза, очень хороший», - вспомнил Клусас.

Алоизас Йоцас также встретился с журналистами DELFI, только его пришлось долго иуговаривать. Он рассказал, что Клусас был хорошим трактористом, однако по сути Горбачева можно было вести в любой дом, все колхозники жили хорошо.

Также по теме: Что объединяет народы бывшего СССР

Дочери Клусаса Лине тогда было 20 лет. По ее словам, визит Горбачева ей не казался тогда чем-то необычным. Единственное - ее внимание привлекла жена Горбачева Раиса, она показалась молодой женщине очень красивой. Раиса Горбачева подарила дочерям Клусаса конфеты.

«Приезжал и Бразаускас (Альгирдас Бразаускас), Горбачев сказал ему: «Альгирдас, не будет, как было. За все будете дорого платить. Так ведь сейчас есть – не так ли? Хороший был человек, ничего нельзя сказать. И Кафедральный собор отдал, ведь сказал бы хоть слово из Москвы, и все растоптали бы еще не так. Жертв было бы намного больше – раздавили бы как червей», – делился мнением о событиях 13 января 1991 года бывший тракторист.

Йоцас также рассказал, что Горбачев предупреждал о том, что последствия выхода из СССР будут болезненными.

Йоцас рассказал, что в мастерских Горбачев разговаривал с колхозниками, его спрашивали, что будет, если Литва станет независимой. Горбачев сказал, что выход из СССР нанесет вред. Однако эти разговоры были короткими. «Выпадов, резких высказываний не было, - сказал он. - Сам Горбачев общался как простой человек, дружелюбно, не было много агитации».

Интенсивнее Горбачев убеждал во время обеда в зеркальном зале медпункта. С Горбачевым из Москвы прилетели и повара. По словам Йоцаса, борщ и жаркое доверили готовить местным хозяйкам, однако перед тем как это подали на стол, еду исследовали специалисты московской лаборатории.

Читайте также: От Разина до Горбачева

Горбачев говорил, что выход из СССР экономически невыгоден, есть иные способы получения большей свободы. Он обещал полную торговую свободу, позволить самостоятельно заниматься экономикой.

Оказывается, Горбачев в Бридай пробыл в два раза больше, чем планировалось – 4 часа. «Раиса постоянно смотрела на часы и уже останавливала его, чтобы закончил совещание», - вспоминал Йоцас.

Государственные флаг и герб СССР


Однако смелых вестников свободы в Бридай, можно сказать, не было, признаются все свидетели визита Горбачева. На улицах деревни было много людей, как местных, так и приезжих. На снимках, сохранившихся в архиве, где стоят люди с плакатом «Дай, идти своим путем», ители Бридай не видят своих односельчан, вероятно, это были приезжие из Шяуляй или других мест.

С другой стороны, ряду людей в Бридай ограничили возможность перемещения. Из дома не разрешили выходить супруге и дочерям тракториста, заведующая детсадом вообще два дня жила в детском саду, ей даже еду приносили в кабинет и не дали позвонить матери.

Бывшая заведующая детсадом Раса Шишкувене рассказала, что охрана была повсюду, на каждом углу.

Йоас рассказал, что не было никаких инструкций относительно визита, как себя вести и что делать. Увидев людей с плакатом, Горбачев сказал: «Я вас уже видел, поэтому разговаривать не буду. Я приехал в колхоз».

Также по теме: Литва еще допостсоветское государство

На вопрос, рады ли они независимости, собеседники отвечали по-разному.

Клусас вспоминает, что принял это известие спокойно, без страха. На вопрос, рад ли он сейчас, ответил: «Не так уж и плохо. Хотел бы ответить на слова Ландсбергиса: не в деньгах счастье... А без денег – дурак...».

«Мы в Бридай, наверное, типичные литовцы – пассивные наблюдатели. Не плакали, но и не радовались», - сказала Шишкувене.

Йоцас сказал, что 11 марта встретил с радостью и большими надеждами. «Мы бежали как сумасшедшие по полям к Балтийскому пути, стояли со слезами на глазах», - вспоминает он.

«Не жалуемся сейчас. Но не жаловались и раньше – хорошо жили и тогда. Ехали, куда хотели, только, конечно, за границу не могли, не могли машину купить, когда хочешь. В последнее время могли разрешить колхозникам купить 4 жигуленка, а желающих в очереди было 50», - вспоминала жена Йоцаса Зинаида.