Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Секвестр: им занимаются все крутые ребята!

© ФотоМарк Адоманис
Марк Адоманис
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прожив в Вашингтоне примерно три с половиной года, я готов смело утверждать, что еще ни разу не оказывался в подобной ситуации: город, полностью вышедший из-под контроля, без руля и ветрил. Конечно, можно вспомнить и политические кризисы, и драки за повышение порога государственного долга, и полный паралич правительства весной 2011 года. Но тогда, по крайней мере, казалось, что ключевые игроки хотя бы идут к какой-то цели.

Прожив в Вашингтоне примерно три с половиной года, я готов смело утверждать, что еще ни разу не оказывался в подобной ситуации: город, полностью вышедший из-под контроля, без руля и ветрил. Конечно, можно вспомнить и политические кризисы, и драки за повышение порога государственного долга, и полный паралич правительства весной 2011 года. Но тогда, по крайней мере, казалось, что ключевые игроки хотя бы идут к какой-то цели, действуют по какому-то плану. Ну да, и планы бывали неважные, и с целями я не всегда соглашался, но не нужно было обладать особой проницательностью, чтобы понять, что именно происходит. Все, что нужно было для этого сделать – это открыть газету или включить утренние новости. Соглашайся ты или нет с Обамой или его оппонентами-республиканцами в Конгрессе, их действия подчинялись какой-то логике.

Но с этим секвестром все иначе. Секвестр, дорогие читатели, - это блаженное болеутоляющее слово, которым называются автоматические массовые сокращения бюджета, неминуемые в том случае, если Обама вместе с республиканцами не проведут через Конгресс бюджет, одобренный обеими партиями. Если совсем уж упростить, то секвестр – это как будто Конгресс и Белый дом держат револьверы у виска друг друга: сделка, намеренно составленная настолько оскорбительно и неприемлемо, что оба участника будут всеми силами избегать ее заключения. Какие-то из сокращений бюджета были нацелены на любимые программы демократов, типа дошкольного образования, зато куда большие куски грозят отрезать от любимчика республиканцев – Пентагона. Чуть больший уклон в сторону республиканцев объясняется тем, что демократы, объективно говоря, находятся в более устойчивом положении – они контролируют и Сенат, и Белый дом (ну и еще потому, что демократы куда более договороспособны, ведь Обама может попросту приказать им поддержать любую нужную ему сделку).

Читайте также: Американские «эксперты» не способны разобраться в международных отношениях

Когда проект секвестра был впервые принят в 2011 году в качестве одной из мер по разрешению бюджетного кризиса, почти все думали, что теперь-то уж точно республиканцы сядут за стол переговоров с Обамой и начнут договариваться всерьез, ведь самые масштабные сокращения грозили именно их драгоценному Пентагону. В конце концов, Республиканская партия всегда была известна своей любовью к огромным оборонным бюджетам и низким налогам для богатых. Сама идея, что республиканцы вот так возьмут и проглотят огромные куски, отрезанные от бюджета Пентагона, казалась нелепой. Национальные лидеры республиканцев привыкли клеймить предателями всех, кто осмелился даже заикнуться о малейшем усмирении роста пентагоновской кассы. Демократов распинали на политической дыбе за возражения против отдельных пунктов из списка требований Пентагона, а республиканцы в это время из кожи вон лезли, чтобы военно-промышленный комплекс работал без сбоев. Конечно, эти же самые республиканские начальники не стали бы тихо соглашаться с крупными и немедленными урезаниями военных расходов… правда ведь?

Джек Лью (в центре), новый министр финансов США


И вот выясняется, что эти ожидания не оправдались. Теперь республиканцы говорят, что готовы подписаться под сокращениями военного бюджета при условии, что будут выполнены и остальные пункты секвестра. Я в жизни не мог такого предположить: американский ВМФ отказался от планов спустить на воду авианосец, который должен был отправиться в Персидский залив, из-за беспокойства по поводу бюджета. Я не самый легко возбудимый парень на свете, но масштабное военно-морское присутствие в Заливе совершенно точно соответствует американским интересам, и действовать даже чуть-чуть вопреки этим интересам из-за денежных проблем – это ведь абсурд.

Также по теме: Россия и США в Великую рецессию

И вот настала весна 2013 года, а Вашингтон будто во сне – я едва узнаю это место. Сравнение со сновидением, может быть, не самое удачное, но настоящий Вашингтон в эти дни и вправду выглядит, как картонная декорация. Такой Вашингтон вы могли видеть в телесериалах типа «Западного крыла» (The West Wing) или фильмах вроде «Охоты за “Красным Октябрем”»: все достопримечательности вроде бы на месте, и Капитолий, и Белый дом величественны, как в жизни, но что-то не так. Политические речи звучат еще более дико, чем обычно, а немыслимые ранее вещи происходят с завидной регулярностью.

Я сам работаю в сфере госзакупок и знаю массу людей, прямо или опосредованно принадлежащих к растущей касте федеральной бюрократии, но ни один из них, даже самый высокопоставленный и с массой связей, не имеет ни малейшего понятия о том, что творится на самом деле. Из тех обрывков, которые мне удалось уловить, на Капитолийском холме происходит какой-то кромешный ад, но кто или что из этого ада вылезет – никто не знает. А ведь не знать, что происходит – это как будто тебя понизили в должности или ты самовольно оставил пост. И друзья, и семья названивают мне в надежде, что уж я-то центре событий и точно должен знать, кого все-таки заденут сокращения по секвестру. И мне приходится терпеливо объяснять, что у меня нет ни малейшего понятия по этому вопросу, да и ни у кого его нет.

Читайте также: Секвестр в США - чем он грозит миру и России?

Поскольку Соединенные Штаты остаются очень богатой и могущественной страной с массой преимуществ на мировой арене, такая поразительная беспомощность ее правительства очень пугает. Вещи, по поводу которых двадцать лет назад никто бы и бровью не повел - совсем простые и базовые понятия типа способности правительства провести бюджет - теперь вызывают эпические схватки и споры. Сейчас большинство американцев слишком заняты своими тревогами по поводу влияния секвестра на и без того хрупкую экономику, чтобы поинтересоваться, как мы смотримся со стороны. Но нельзя не признать, что такое долгое несварение в Вашингтоне, политические игрища в самых верхах, которые простительны только какой-нибудь банановой республике, заставляют нас выглядеть особенно глупо и беспомощно.

Я бы и рад объяснить, что будет с этим секвестром, и был бы счастлив предложить вам особенно точную или проницательную аналитическую статью о его влиянии на экономику. Но суть в том, что сути происходящего не понимает никто. Республиканцы с Обамой завтра могут договориться, и я не особенно удивлюсь. Не удивлюсь я и в том случае, если они так и не договорятся, и секвестр зависнет до следующих промежуточных выборов. Короче, политическая система Америки вот-вот расшатается, и предсказать ее поведение станет куда труднее. Зато уж точно не будет скучно.