Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отец-основатель американского капитализма оказался советским шпионом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внимание, вас ждут великие разоблачения! МВФ, символ превосходства мирового капитализма, на самом деле был создан убежденным коммунистом! Гарри Декстер Уайт был одним из крупнейших американских экономистов прошлого века. Он стал одним из отцов Бреттон-Вудских соглашений, МВФ и Всемирного банка. Тем не менее, его также называют и шпионом на службе КГБ. Кем он был на самом деле?

Гарри Декстер Уайт был одним из крупнейших американских экономистов прошлого века. Он стал одним из отцов Бреттон-Вудских соглашений, МВФ и Всемирного банка. Тем не менее, его также называют и шпионом на службе КГБ. Кем он был на самом деле?

Внимание, вас ждут великие разоблачения! МВФ, символ превосходства мирового капитализма, на самом деле был создан убежденным коммунистом! А Бреттон-Вудские соглашения были подписаны при участии все того же коммуниста. Всемирный банк также был придуман этим американским экономистом, чьи связи с Советами не были ни для кого секретом. Но как вообще могла возникнуть такая парадоксальная ситуация? Ответы на эти вопросы кроются в биографии Гарри Декстера Уайта (Harry Dexter White), одного из самых известных американских экономистов ХХ столетия. Тем не менее, как следует из целого ряда источников, в том числе ФБР и советских архивов, этот человек был одновременно шпионом Москвы. Давайте подробнее познакомимся с его захватывающей историей.

Читайте также: «Искусство шпионажа»

Гарри Декстер Уайт родился в 1892 году, а к середине 1930-х годов занимал скромную должность в американском Министерстве финансов. Как бы то ни было, он первым начал размышлять о создании экономических основ, которые позволили бы добиться устойчивого мира во всем мире. Вместе с британским коллегой Джоном Мейнардом Кейнсом (John Maynard Keynes) они приступили к разработке «Нового курса» для нового мира. В результате они пришли к выводу, что правительства должны обладать бóльшими полномочиями на рынках, но меньшими прерогативами для манипуляции ими. В будущем торговля должна была встать на службу политического сотрудничества, положив конец нехватке золота и долларов. Гарри Декстер Уайт считал, что создание Международного валютного фонда может предотвратить воздействие на обменные курсы для получения конкурентного преимущества. Подобная система должна была не дать диктаторам использовать обменные барьеры, а также использовать валюту как инструмент экономической агрессии для разорения соседей и разжигания войн.

Нехватка доказательств

Хотя Уайт так и не получил какой-то значимой государственной должности в подкрепление к громкому имени, в 1944 году у него было немалое влияние на экономическую и внешнюю политику США. Несмотря на заносчивость и грозный вид, Гарри Декстер Уайт все же прекрасно осознавал шаткость своего положения в Вашингтоне. Оно полностью зависело от отношений с министром финансов и другом президента Франклина Рузвельта Генри Моргентау (Henry Morgenthau). А 22 июля 1944 года, несмотря на предложения Кейнса, в американском городе Бреттон-Вудс после трех недель жарких споров были подписаны экономические соглашения, которые до сих пор лежат в основе нашей валютной системы. Как бы то ни было, за Уайтом уже некоторое время пристально наблюдали в ФБР: его подозревали в передаче конфиденциальных сведений Коммунистической партии США, которая в свою очередь переправляла их в Советский Союз.

Памятник Ф. Э. Дзержинскому у здания КГБ СССР


Также по теме: Шпион, «крот» и «двойной Портной»

С середины 1930-х годов Уайт действительно вел себя как советский крот, передавал Советам секретные сведения и рекомендации о том, как вести переговоры с администрацией Рузвельта. Однако за неимением доказательств до суда дело так и не дошло. Но тут в 1999 году была рассекречена часть советских архивов КГБ. В некоторых документах имелись прямые упоминания Уайта. В них он предстал ключевым информатором Советского Союза, а также одним из его самых ценных агентов в США. Еще одно доказательство того, что Уайт действительно был советским кротом, привел Бен Стайл (Ben Steil) в журнале Foreign Affairs. Ему удалось заполучить неизвестный ранее очерк Уайта под названием «Международная экономическая политика будущего». В нем в частности утверждается, что Запад ведет себя лицемерно в стремлении демонизировать СССР. Уайт призывает США к прочному военному альянсу с Советским Союзом, который должен стать сдерживающим фактором для агрессии немцев и японцев. В конце очерка он делает вывод, который звучит тем удивительнее, что к нему приходит один из ключевых экономических стратегов американского правительства: «Россия — это первый пример социалистической экономики в действии. И это работает!»

Независимый агент

Получается, что создатель послевоенной финансовой и капиталистической структуры на самом деле искренне верил в социалистическую экономику в том виде, в каком она появилась в СССР. Как утверждал Уиттейкер Чемберс (Whittaker Chambers), который был связным между советскими разведслужбами и их тайными источниками в американском правительстве, Гарри Декстер Уайт начал работать на Москву в 1935 году. Тем не менее, делал он это, по всей видимости, независимо от какой-либо тайной организации или движения. Уайт не получал прямых распоряжений из Советского Союза, а действовал, когда считал, что информация может оказаться полезной. Он так хорошо играл свою роль, что пришедший на смену Рузвельту Труман назначил его в 1946 году директором МВФ в США. Тем не менее, чуть позже глава ФБР Эдгар Гувер (Edgar Hoover) направил президенту доклад с обвинением Уайта в шпионаже. Гувер полагал, что делу не стоило придавать огласку, однако ситуация все же вынудила Уайта подать в отставку весной 1947 года.

Читайте также: КГБ в Ватикане

В августе 1948 года он категорически отрицал причастность к шпионажу в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. «Мое кредо — это американское кредо. Я верю в свободу вероисповедания, свободу слова, свободу мысли, свободу прессы, свободу критики и свободу передвижения. Я верю в необходимость равенства возможностей... Я верю в свободный выбор представителей в правительстве, который не навязывают дула автоматов, тайная полиция или полицейское государство. Я против неправомерного и необоснованного использования любой власти и полномочий против человека или группы людей... Я считаю эти принципы священными. Я считаю их основой нашего американского образа жизни и верю в них как в реальные факты, а не просто слова на бумаге... Я готов ко всем вопросам, которые вы можете задать». Три дня спустя после этого заявления Гарри Декстера Уайта обнаружили мертвым у него дома. Официальная версия: сердечный приступ. Версия некоторых конспирологов: ликвидация агента советскими спецслужбами. Таким образом, Уайта в конечном итоге официально все же не признали кротом. А это прекрасная почва для самых разных домыслов.