Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин и Святая Земля

Потепление российско-израильских отношений не помешало Кремлю поддерживать Сирию и Иран

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин в Еврейском музее и Центре толерантности
Президент России Владимир Путин в Еврейском музее и Центре толерантности
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно Владимир Путин пригласил чиновников в новый роскошный Еврейский музей в Москве - на обсуждение межэтнических отношений. После кошерного завтрака и короткой экскурсии с раввинами-хасидами он похвастался, что даже Израиль не имеет ничего похожего в таких масштабах.

Недавно Владимир Путин пригласил чиновников в новый роскошный Еврейский музей в Москве - на обсуждение межэтнических отношений. После кошерного завтрака и короткой экскурсии с раввинами-хасидами он похвастался, что даже Израиль не имеет ничего похожего в таких масштабах. Путин, первый российский лидер, посетивший еврейское государство (уже дважды), вряд ли мог бы еще больше выразить свое восхищение им.
 
Впрочем, РФ и дальше голосует в ООН заодно с палестинцами, приглашает ХАМАС в Москву, помогает Ирану с ядерной программой и продает Сирии ракеты, которые затем оказываются в руках ливанской «Хезболлы». По правде говоря, отношения России с Израилем с самого его основания в 1948 году не отличались особой теплотой и взаимопониманием. Сталин поддержал и вооружил Израиль, надеясь использовать его как союзника против Британии и Америки, но это не помешало ему уничтожить в СССР еврейских лидеров антифашистского движения, а также превратить антисемитизм в государственную политику.
 
После Шестидневной войны 1967 года Страна Советов разорвала дипломатические отношения с Израилем, а затем во время противостояния не только вооружала и обучала силы арабов, но и тайно посылала к ним воздушные эскадрильи. Массовое применение советских ракет Сирией и Египтом в «войне Судного дня» 1973 года показало Израилю, что «российское вооружение могло временно нас одолеть», - сказал Эфраим Галеви, бывший шеф Моссада (израильской спецслужбы).

Читайте также: Израиль нашел друга в лице Москвы

Когда в 1991 году Михаил Горбачев восстановил дипломатические связи с Израилем, Советский Союз стоял на грани развала. Однако, как говорит Татьяна Карасева, специалист по российско-израильским отношениям, когда 10 лет спустя, при президенте Путине, Россия снова стала агрессивной, возвращение на Ближний Восток оказалось лишь вопросом времени. Причины были прагматичного и финансового характера. Одобрение Израилем российской войны в Чечне 1999 года сделало его естественным союзником Кремля. Но спрос на оружие РФ у бывших арабских клиентов создал рынок, отказаться от которого было невозможно.
 
Официально Москва продолжает поддерживать палестинцев. Однако на личном уровне Путин, кажется, восхищается безжалостностью Израиля к своим врагам. И прежде всего  неуступчивостью в переговорах с самым большим своим другом, Америкой, которая проявилась в недавнем напряжении между президентом Бараком Обамой и премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН, считает, что такая двойственность России свидетельствует о нехватке четкой стратегии, нежелании решать сложные вопросы и склонности к произвольным решениям.

В.Путин посетил Еврейский музей и Центр толерантности


Чувства Путина к Израилю подогревались еще и его пристрастным интересом к Святой Земле. Страна оказала ему услугу, согласившись в 2008 вернуть России здание в Иерусалиме, известное под названием «Сергиевское подворье», часть жилого комплекса, принадлежавшего когда-то Московскому патриархату. В 1964 его продали за несколько тонн апельсинов. После войны 2008 года Израиль, кроме того, прекратил поставки военной техники в Грузию. В свою очередь, Кремль пообещал не продавать напрямую Ирану зенитные ракетные системы S-300.

Также по теме: Математика и антисемитизм в Советском Союзе

Бывший посол Израиля в Москве Цви Маген говорит, что после возвращения Путина в прошлом году в президентское кресло двусторонние отношения между странами развиваются лучше, чем когда-либо до этого. Отчасти причиной был Авигдор Либерман, бывший министр иностранных дел Израиля и уроженец СССР (сейчас находится в своем государстве под судом по обвинению в злоупотреблении доверием). Через три дня после подтасованных думских выборов в конце 2011 года Либерман первым из иностранных политиков поздравил Путина с победой «Единой России», заявив, что его наблюдатели не обнаружили никаких нарушений.
 
Либерман всегда имел сильную поддержку среди влиятельной российской диаспоры в Израиле. В свою очередь, отсутствие у Путина антисемитизма (неотъемлемой черты многих его бывших коллег по КГБ) обеспечило ему благосклонность среди лидеров еврейства России.
 
Сегодня кое-кто в РФ считает, что ее отношения с Израилем не должны ставить под угрозу поддержку Кремлем антиамериканской коалиции, куда входят Иран и Сирия. Гражданскую войну в последней иногда трактуют как косвенное противостояние НАТО и Саудовской Аравии, с одной стороны, и России и Ирана - с другой. Несмотря на некоторые попытки московских дипломатов войти в контакт с сирийской оппозицией, приоритетом для Кремля остается защита режима Башара Асада, и не в последнюю очередь из-за его внутренней антиамериканской политики.

Читайте также: Россия открывает самый большой в мире еврейский музей

Выступая в прошлом месяце перед военными и гражданскими чинами и Путиным, новый министр обороны РФ Сергей Шойгу подтвердил планы создания постоянной флотилии ВМС в Средиземном море «для защиты российских национальных интересов». Военный обозреватель из России Павел Фельгенгауер считает вполне возможным, что Сирия получит зенитную ракетную систему S-300 для защиты от возможных ударов с воздуха.
 
Чиновники из Белокаменной заявляют, что сохранение власти Асадом лучше для Израиля. Его падение почти стопроцентно закончится приходом к власти в Сирии исламских фундаменталистов. Шевченко делает такой вывод: «Нелишне будет иметь хорошие отношения с Израилем, даже если его создание было большой ошибкой Сталина». Что же, можно простить израильтянам, если им великодушие господина Шевченко не придется по душе.
 
Перевод: Антон Ефремов.