Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
И вот теперь, после широких жестов, красивых слов, улыбок, объятий, поцелуев, безудержной лести, мы вновь остались одни – без отеческой заботы, без верховного наместника, который вернулся в Вашингтон.
В Обаму влюбиться очень легко. Он красноречив, прирожденный оратор, обладающий мощнейшей харизмой. Но как только рассеивается звездная пыль, выясняется, что Обама не такой уж славный малый, как это казалось еще минуту назад. Его интересует только одно – американские интересы. И ради этого он приезжал в Израиль. Он, действительно, хотел бы достичь мира на Ближнем Востоке (об этом он сказал и в Иерусалиме, и в Рамалле). Но не потому, что он так заботится о нас и палестинцах. А потому, что мирное урегулирование сделало бы этот регион более спокойным, позволило бы продвигать торговые интересы США. И главное – увеличило бы поток дешевой нефти за океан.
Читайте также: Израильские левые ждут мессию по имени Обама
Однако как только ему стало ясно, что Биньямин Нетаньяху не желает даже притворяться, что намерен реализовать принцип «два государства для двух народов» (хоть он и повторял эту мантру в ходе торжественного приема по случаю прибытия президента), Обама немедленно привел в действие альтернативный план: военное усиление Израиля, чтобы тот мог по-прежнему выполнять функции самого большого сухопутного американского авианосца в регионе. Чтобы Израиль всегда мог ринуться в бой на защиту американских интересов. Тоже способ держать под контролем Ближний Восток.
Поэтому большая часть личного общения между высшими руководителями обеих стран касалась геополитической оси Иран-Сирия, представляющей угрозу для США и Израиля. Именно поэтому Обама напомнил в своей речи о приверженности Америки делу безопасности Израиля и с гордостью сообщил о том, что за годы его правления Израиль получил от США больше военной и технологической помощи, чем от всех предшественников нынешнего президента. Разговоры с палестинцами о мирном процессе носили декоративный характер. Обама не сможет остановить полное погружение Израиля в болото оккупации на пути к двунациональному государству - что станет концом сионисткой мечты. И поскольку в ближайшие годы нам не видать ничего серьезного в сфере переговорного процесса, все, что нам остается – это внутренние проблемы страны. И действительно: новое правительство было создано именно с этой целью.
Также по теме: Война в Сирии угрожает Израилю
С экономической точки зрения, речь идет об идеальном правительстве для тех, кто верит в свободный рынок и конкуренцию. Никогда в прошлом не было ситуации, при которой министр промышленности и торговли был еще большим приверженцем рыночной конкуренции и реформ, чем министр финансов. Однако Нафтали Беннет полагает, что для того, чтобы добиться социальной справедливости и на самом деле улучшить положение тех, кто зарабатывает 4000 шекелей в месяц, следует нанести удар по «прикормленным». Он имеет в виду – олигархов, монополии, владельцев финансовых пирамид и крупные профсоюзные комитеты (такие, например, как работники портов и сотрудники Электрической компании). Беннет понимает, что лишь в том случае, если ему удастся отвадить их от кормушки, разрушить разного рода барьеры и сделать возможной нормальную рыночную конкуренцию, цены пойдут вниз, а вместе с ценами снизится и стоимость жизни.
В гражданской сфере новое правительство может также произвести существенные изменения. ШАС и Яадут ха-Тора отныне не будут контролировать министерство внутренних дел, главный раввинат и министерство религии, а новый главный раввин будет обладать более умеренным подходом. Это может сделать нашу жизнь более нормальной.
Да и в государственно-политической сфере новое правительство предпочтительнее, чем коалиция Ликуд-харедим-Еврейский дом. Ультраортодоксы со временем стали более радикальными в вопросах внешней политики.