Сын еще не родился, а Гуля уже переживает, что будет, когда ему исполнится восемнадцать. Она очень расстроилась, узнав пол будущего ребенка. Здесь, в России, сын - это огромная головная боль для матери. «Придется отправить его учиться за границу, а это огромные деньги, - вздыхает Гуля. - А сколько стоит учеба в польских вузах? Поляки, правда, нас русских не любят, но лучше русофобия, чем дедовщина».
Гуля прекрасно знает, что такое дедовщина. Она работает журналистом на одном российском телеканале и делала репортажи о невеселой судьбе призывников.
Справочник: как избежать смерти в армии
В 2006 году Россию потрясла трагедия рядового Андрея Сычева. Двадцатилетний молодой человек служил в Челябинске. Он подвергался издевательствам со стороны уверенных в собственной безнаказанности офицеров, пока не случилась трагедия. В новогоднюю ночь пьяные сержанты заставили Сычева несколько часов подряд сидеть на корточках и при этом его избивали. У юноши началась гангрена. В итоге ему ампутировали обе ноги и гениталии. «Я отдала родине здорового сына, а в армии из него сделали инвалида», - плакала его мать, которая узнала, что с сыном произошел «несчастный случай» лишь через несколько дней после трагедии. Дело пытались замять, но этому помешал Комитет солдатских матерей. Именно он сообщил об истории в СМИ. Россияне были потрясены жестокостью дедовщины в армии.
Читайте также: Путин призывает к «радикальной модернизации» российской армии
Газеты принялись печатать советы, как избежать смерти в армии, и описывали самые популярные развлечения «дедов»: «слоник» (солдат делает приседания в противогазе, а ему время от времени перекрывают доступ воздуха) или «велосипед» («деды» поджигают бумагу, вставленную между пальцев ног спящего солдата). Пытка, которой подвергся Сычев называется «телевизор».
Когда вокруг страшной истории рядового Сычева поднялся шум, слово взял министр обороны. Сергей Иванов защищал своих военных, говоря о том, что СМИ ищут скандалов и преувеличивают проблему насилия в армии. Он цинично добавил, что трагические инциденты в армии следует искать в «моральной патологии» российского общества, однако обещал, что наведет с дедовщиной порядок.
В 2007 году срок службы по призыву был сокращен до 18, а в 2008 - до 12 месяцев. В последующие годы появилась практика отправлять солдат-срочников служить в своем регионе, а не как это бывало раньше - за тысячи километров от родного дома. Одновременно были значительно уменьшены возможности законно избежать службы в армии, а обеспеченные родители (что ни для кого не является секретом) продолжали давать взятки членам призывных комиссий, чтобы их сыновей признали негодными к службе.
Дешевая рабочая сила
Взятки ухудшают и без того невеселую судьбу солдат-срочников: в обществе укрепилось представление, что в армию попадают самые бедные, непредприимчивые люди, с которыми можно делать все, что угодно, потому что до них все равно никому нет дела. На случай войны Россия располагает 700 тысячами обученных солдат. Этот мобилизационный резерв в ближайшие годы значительно уменьшится из-за демографической ямы 90-х и из-за того, что молодые люди (и их родители) бегут от армии, как от огня.
Также по теме: Таинственная история о новых российских сержантах
Поэтому в российском руководстве все чаще заводят речь о необходимости перевода армии на профессиональную основу, что позволило бы отказаться от призыва. Об этом говорил, в частности, начальник Генштаба вооруженных сил Николай Макаров, однако когда это произойдет, до сих пор неясно.
А если что-то неясно, дело, обычно, в деньгах. Солдату-контрактнику нужно платить как минимум 25 тысяч рублей в месяц, а срочник служит даром, и вдобавок на нем можно заработать.
Дедовщина - это не только издевательства над рядовыми в рамках «развлечений» вышестоящих по званию, это в первую очередь - процветающий бизнес, использующий бесплатную рабочую силу. Командующие за соответствующую плату сдают солдат в аренду для выполнения тяжелых физических работ: «салаги» копают ямы, работают на стройках и на сельскохозяйственных угодьях.
Офицерам будет сложно отказаться от такой прибавки к зарплате. И пока политики будут закрывать глаза на эксцессы в армии, российские женщины еще до рождения сыновей, будут ломать голову, что сделать, чтобы избавить их от обязательной военной службы.