Чакас (Chacas) ближе к небесам, чем любое другое место на Земле. Чтобы добраться до него, нужно преодолеть заснеженные склоны Андского горного хребта, пересечь глубокие пропасти, вершины высотой 5 тысяч метров над уровнем моря, а затем спуститься по крутым откосам, над которыми кружат кондоры, в местечко Кончукос (Conchucos), расположенное в округе Анкаш (Ancash). Там, среди ущелий, речушек, небольших озерков, посевов и пастбищ, переливающихся всеми оттенками зеленого цвета, находится селение с полутора тысячами жителей, являющееся столицей провинции с населением более двадцати тысяч.
Эти места поражают не только своей природной, но также человеческой и духовной красотой, что является заслугой итальянского священника Уго де Ченси, прибывшего в Чакас в 1976 году в качестве настоятеля прихода. Высокого роста, замечательный оратор, располагающий к себе и подвижный, несмотря на свои почти девяносто лет, он обладает такой волей, которая способна сдвинуть горы. От него исходит настолько сильная энергия, что она передается другим. За 37 лет, проведенные здесь, он превратил этот район, один из беднейших в Перу, в островок мира и труда, человеческой солидарности и художественного творчества.
Идеи падре Уго носят очень личный характер и много раз ставили в весьма непростое положение иерархов церкви и руководство Салезинской семьи в весьма затруднительное положение. Что уж говорить об экономистах и социологах. Он считает, что деньги и ум – от лукавого, что замысловатые выступления и сложные богословские выкладки не приближают к Богу, а скорее отдаляют от него, а разум не очень способствует познанию Всевышнего. Вместо того, чтобы пытаться объяснить Бога, необходимо к нему стремиться, жаждать Его. Он презирает жадность и роскошь, бюрократическую волокиту, паразитическое существование, страховки, пенсии и считает, что если и есть за что критиковать католическую церковь, так это за то, что она забыла о нищих и обездоленных, в среде которых зародилась. С недоверием он относится и к частной собственности. Наиболее часто он произносит слово «сострадание», от которого исходят теплые и поэтические нотки.
Читайте также: Колумбия, Перу и Коста-Рика вступают в валютную войну
Он считает – и своей жизнью стремится доказать это, – что бедность нужно преодолевать при помощи самой бедности, отождествляя себя с бедными и живя бок о бок с ними. А наилучший способ привлечь молодежь к вере и Богу, от которых ее все стараются отвратить, заключается в том, чтобы предложить им окунуться в духовность как в своего рода приключение, посвящая свое время, труд, знания и саму жизнь борьбе с людскими страданиями и огромной несправедливостью, от которой страдают многие миллионы людей.
Утописты и великие мечтатели обычно бывают тщеславными и самодовольными, но падре Уго очень прост в общении, и когда он с присущим ему юмором говорит: «Я хотел бы быть ребенком, и думаю, что я прежде всего маленький шалун-несмышленыш», - то говорит именно то, что думает.
Самое удивительное заключается в том, что этот священник, слегка анархист и мечтатель, при этом человек действия, активно претворяющий в жизнь свои подвижнические планы. Не взяв у государства ни одного сентаво, он совершил в Чакасе и его окрестностях самую настоящую социально-экономическую революцию. Построил две электростанции с каналами и резервуарами, обеспечивающие водой и электричеством селение, многие близлежащие районы, несколько школ; больницу на 60 коек, оборудованную по последнему слову техники, школу медсестер, скульптурную студию, столярную мастерскую, которая производит мебель, фермы, где применяются самые современные способы выращивания сельскохозяйственных культур с соблюдением всех природоохранных норм, училища высокогорных проводников, камнетесов, реставраторов произведений колониального искусства, стекольный завод, мастерскую по производству витражей, фабрики по производству сыра, прядильные цеха, ночлежные дома в горах, приюты для инвалидов, дома престарелых, сельскохозяйственные и ремесленные кооперативы, оросительные каналы, церкви, а в августе этого года в Чакасе откроется высшее учебное заведение для взрослых.
Также по теме: Пришло ли время Латинской Америки?
Этот неполный и сухой список не дает полной картины. Надо самому побывать там, увидеть все эти сооружения своими глазами, чтобы восхититься и проникнуться. Как ему это удалось? Благодаря милосердию, о котором так часто говорит падре Уго, вот уже почти четыре десятилетия сюда приезжают десятки итальянских добровольцев – врачей, инженеров, специалистов, учителей, ремесленников, рабочих, деятелей искусства и студентов, - которые живут и работают плечом к плечу с бедняками, чтобы покончить с нищетой. Но прежде всего эта задача решается путем возвращения крестьянам человеческого достоинства, попранного эксплуатацией, заброшенностью и жуткими условиями существования. Добровольцы и члены их семей оплачивают проезд, обеспечиваются жильем и едой, но при этом не получают какого-либо денежного вознаграждения, а также медицинского страхования и отчислений в пенсионные фонды, так что участие в этом проекте означает для них настоящее волонтерство, без гарантий на будущее.
И все-таки они туда едут, чтобы сделать прививки детям, запрудить реку, построить дома для бедняков, разработать модели мебели, витражи, статуи и мозаики, которые отправятся в Сан-Диего и Кантабрию, дав при этом возможность кому-то заработать на жизнь; построить новую электростанцию, приготовить семьсот обедов, которые каждый день раздаются бесплатно; обучить профессии будущих инженеров, ремесленников, земледельцев, открыв тем самым новые перспективы для местной молодежи. Одного из этих молодых добровольцев звали Джулио Рокка (Giulio Rocca), он работал в Хангосе (Jangos), где его убили боевики из группировки Sendero Luminoso (Светлый путь). До этого они предупредили, что его деятельность в этом месте представляла собой серьезное препятствие для целей маоистской революции. Через несколько лет еще один доброволец, участвовавший в проекте, падре Даниэле Бадиали, также был убит, поскольку отказался платить дань преступной группировке.
Читайте также: Перспективы экономического развития стран Латинской Америки на 2013
В настоящее время в Чакасе работают около 50 добровольцев, а во всем районе – около 350. Проживают в весьма скромных условиях. Холостяки живут вместе в общежитии, а супружеские пары с детьми – в домах бедняков. Еще раз хочу подчеркнуть, что за свой труд они не получают ничего. По завершении объектов их тут же передают государству или самим пользователям. В соответствии с убеждениями падре Уго, проект Mato Grosso не должен иметь собственного имущества. Все объекты, возводимые добровольцами, управляются ими лишь временно и в пользу нуждающихся, которым они передаются сразу же по завершении. Финансирование строительства осуществляется за счет экспорта мебели, а также благодаря добровольным пожертвованиям учреждений, предприятий и физических лиц из разных стран мира, но главным образом из Италии.
Добровольцы приезжают на шесть месяцев, на год, два, три или десять лет. Многие остаются или потом возвращаются вновь, привозят с собой детей и живут с ними здесь. Все лечатся в современной медицинской клинике, платя столько, сколько могут, а если не могут, то получают обслуживание бесплатно. Интересно наблюдать за этими светловолосыми мальчиками и девочками на воскресном богослужении вместе с местными ребятишками и поющими на кечуа, итальянском, испанском и даже на латыни. Я спрашивал у многих из этих добровольцев, не угнетают ли их мысли о будущем, как собственном, так и своих детей, - будущем, о котором они совершенно не позаботились и не накопили каких-либо денег. Потому что только в Чакасе беднякам обеспечена тарелка еды, место для ночлега и врач, который вылечит их в случае болезни. В остальных частях света, где действуют законы, которые падре Уго называет сатанинскими, бедняки умирают от голода, а остальные спокойно взирают на это. В ответ на мои расспросы волонтеры пожимали плечами, шутили, говорили, что кто-нибудь из друзей обязательно поможет, а Богородица не оставит своей заботой. Кажется, что доверие и радость являются неотъемлемой частью атмосферы Чакаса.
Также по теме: Экономика Латинской Америки растет, но она нуждается в Европе
Я убежден в том, что, несмотря на все нравственное величие огромной подвижнической деятельности, проводимой падре Уго и его учениками в четырех странах, где у них есть свои миссии – Перу, Боливии, Эквадоре и Бразилии - это не тот метод, с помощью которого можно покончить с бедностью в мире. Я не верю в это, потому что мой скепсис подсказывает, что на всей нашей огромной планете не найдется необходимого количества идеализма, бескорыстия и человеколюбия, при помощи которых можно было бы осуществить преобразования, подобные здешним. Но как же здорово побыть в Чакасе хотя бы несколько дней и открыть для себя, что в нашем эгоистичном мире все еще находятся люди, готовые придти на помощь другим, сотворить то, что мы называем Добром, и обретающие в этом жертвенном служении оправдание своего существования на Земле. Эх, дорогой падре Уго, если бы в мире было столько шалунов-несмышленышей, сколько в Чакасе!