Экспорт испанских сельскохозяйственных продуктов имеет ярко выраженную положительную динамику. За последние десять лет объем продаж вырос с 19 до 34 миллиардов евро, оставив позади Италию. Из стран Евросоюза только Франция идет впереди Испании в вопросах экспорта продовольствия. В течение того же периода темпы роста испанского экспорта были значительно выше, чем у остальных конкурентов.
Из всего объема экспорта сельхозпродуктов наибольшая часть продаж приходится на четыре позиции: фрукты и овощи, оливковое масло, вина и мясные продукты. Именно они обеспечивают дальнейшее развитие сельского хозяйства и животноводства.
Экспорт оливкового масла, составивший 875 тысяч тонн в прошлый сезон, за последние десять составил 63% от общего объема производства. За тот же период было продано 22,3 миллиона гектолитров вина, в то время как внутри страны потребление составляет лишь 10 миллионов, а средний объем производства достигает 40 миллионов гектолитров.
При среднем урожае овощей и фруктов в районе на 17 миллионов тонн средний объем экспорта превышает 11 миллионов тонн. Экспорт продуктов из свинины превышает миллион тонн, или более 30% от объема всего производства.
Тем не менее, за внешним фасадом успешной деятельности на мировых рынках скрываются проблемы, вызванные протекционистскими мерами, которые применяют как промышленно развитые, так и развивающиеся страны, как правило, маскируя их под санитарные и фитосанитарные нормы или продовольственную безопасность.
Читайте также: Мясомолочная война Москвы с Берлином
18 апреля Россия ввела запрет на экспорт испанских мясных изделий и предложила властям Испании представить новый список испанских мясоперерабатывающих предприятий, которые должны пройти проверку на соответствие санитарным нормам. Этот список должен вступить в силу 12 мая. Как заявляют российские власти, речь не идет о запрете на ввоз испанских мясных изделий, а лишь о сокращении количества предприятий, поставляющих свою продукцию в Россию.
Российские власти не впервые принимают подобное решение в отношении мясных или иных продуктов. Но помимо разовых акций, подобных этой, создание препятствий экспорту превратилось в общепринятую практику, которая применяется двояко: странами, которые вводят ограничительные меры в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), и странами, которые просто-напросто их сознательно нарушают, рассчитывая на медлительность судебных властей.
Экспорт испанских вин, несмотря на рекордный объем продаж в 22,3 миллионов гектолитров, за последнее время значительно не вырос. Бразилия стала одной из первых стран, выступивших с инициативой проверки на соответствие, которая могла вылиться в увеличение таможенных пошлин или введение ограничительных квот. Меры, предпринятые Испанской федерацией вина, вынудили правительство Бразилии свернуть свою инициативу.
Еще одной страной, которая почти постоянно проводит антидемпинговые расследования с целью введения протекционистских мер, является Китай. В итоге эти меры не вступили в силу, но изменения в действующих нормах представляют собой постоянную угрозу потери рынков.
Канада приняла новые нормативы об этикетках, требуя с 2012 года указывать на винах, независимо от года сборки урожая, основные аллергены.
Также по теме: Сырная эпопея продолжается
В России проблемы связаны с новыми требованиями, введенными после создания Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, а также вступлением в силу нового федерального закона об алкогольных напитках. Из других стран особо строгие требования выдвигают Таиланд, Украина и Вьетнам.
Фрукты и овощи пользуются огромным спросом на внешнем рынке. Но все же эта отрасль работает с некоторым перекосом, хотя и продолжает бить рекорды по объемам поставок и суммам сделок, как это произошло в 2012 году: 11,1 миллиона тонн и 9,641 миллиарда евро. Из этого общего объема 92% приходится на остальные страны Евросоюза, 4% - на остальные европейские страны и оставшиеся 4% - на все остальные страны.
Хотя официально ни одна из стран не объявляла запрет на испанские продовольственные продукты, действительность такова, что рынки, находящиеся за пределами Евросоюза, которые могли бы стать самыми важными по количеству населения и покупательной способности, практически отрезаны. Речь идет прежде всего о Японии и США, где протекционистские меры, особенно в отношении цитрусовых, называются фитосанитарными требованиями.
По экспорту оливкового масла Испания занимает ведущие позиции на мировых рынках, и проблемы в этой области обнаруживаются в двух направлениях. Некоторые страны, в частности, Перу - а ранее и некоторые другие, в том числе Аргентина - применяли повышенные таможенные пошлины, чтобы сдержать продажи импортного товара. Это привело к судебным искам, которые производители в итоге выиграли, но данные меры могут перенять и другие страны.
Читайте также: Российский врач объявляет войну гамбургерам
Политика усиления налогового давления ожидаемого результата не принесла. Из-за сложившегося положения ряд стран решили применить другую тактику, а именно - поставить под сомнение качество испанских продовольственных продуктов на основе новых требований. В США обсуждается новый закон, так называемый Marketing Order, который коснется импорта оливкового масла, в то время как Австралия и Новая Зеландия вводят новые процедуры анализа, не признанные Международным советом по оливковому маслу, которые затруднят или сделают невозможной продажу испанского масла, а его место займет масло местного производства, чье качество пока оставляет желать лучшего.
Если говорить о свежем мясе, то здесь главные проблемы связаны со свининой, поскольку в соответствии с санитарными нормами ее нельзя экспортировать в такие страны, как Южно-Африканская Республика, Австралия и Новая Зеландия.
Исходя из требований продовольственной безопасности, страны Центральной и Южной Америки ставят наибольшие препоны импорту переработанных продовольственных продуктов, в особенности вяленых свиных окороков.
Совершенно необъяснимым является то обстоятельство, почему в ходе недавнего посещения Испании мексиканские специалисты, посетив 19 крупнейших мясных комбинатов, дали разрешение на поставку продукции только двум из них.
США открыты для импорта мясных продуктов, но возможности для продажи столь ограничены, а объем предварительных технических условий таков, что очень немногие предприятия решают работать на этом рынке.
Помимо всего вышеуказанного, препятствия для экспорта испанских мясных продуктов создают санитарные службы автономных округов, несмотря на эффективные и продуманные действия Министерства сельского хозяйства.
Также по теме: Грузинские вина попадают в Россию контрабандой из Белорусии
-------------
Комментарии читателей:
lucillos
Как это ни странно, но самые качественное испанское продовольствие (прежде всего овощи и фрукты) продаются по низким ценам не в испанских супермаркетах, а где-нибудь в Париже, Норвегии или Германии. Очень любопытно. Этот факт, подмеченный мною, должен был бы заставить задуматься наших производителей. Итальянцы покупают испанское оливковое масло по низкой цене, расфасовывают его в мелкую тару и продают Японии как косметический товар. Французы и итальянцы скупают излишки винодельческой продукции, смешивают со своими винами и экспортируют во многие страны мира. Ежедневно у меня складывается ощущение, что глобализация в таких отраслях, как выращивание фруктов и овощей, лишь показывает, что мы являемся колонией, которую хорошо использовать в плане человеческих ресурсов и сырьевых товаров. Зачем создавать перерабатывающие предприятия и заботиться о внутреннем рынке? Гораздо проще получать небольшую, но постоянную прибыль, чем брать на себя риск создания рабочих мест в своей собственной стране.
nosemucho
Я понимаю, что они не хотят покупать вяленые окорока, поскольку в них 90% соли, и у всех у них одинаковый вкус, независимо от того, хорошие они или плохие. Все они содержат соль, от которой скачет давление. У овощей теперь тоже не тот вкус, что прежде, потому что ради получения большего урожая в почву вносят столько удобрений, что люди не покупают эти овощи. Единственное, что до сих пор можно экспортировать, это вина, поскольку они хорошие, а некоторые хорошие, но при этом еще и дешевые. Ну, что касается вина, то я, конечно, субъективен. Чем больше, тем лучше. Есть вино, которое мне действительно нравится и при этом стоит всего 1 евро за литр. Это «Дон Симон»! Еще 10 пакетов «Дон Симона», пожалуйста…
dedalus
Отличная статья. Замечательная. Эти проблемы должны решаться в тесном взаимодействии с Министерствами иностранных дел, а также - промышленности и торговли. Крайне важно, чтобы у экспортеров были широкие возможности как для рекламирования своих высококачественных продуктов, так и для обращения в национальные и наднациональные органы в случае нарушения правил торговли. В большинстве случаев это оказывает свое действие. Мы не можем оставить это только в ведении Евросоюза, надо действовать на национальном уровне. Достойно сожаления то, что произошло с торговыми палатами. Они играют основополагающую роль во всех этих вопросах.