Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль приказал российской социологической службе зарегистрироваться как «шпиону»

Российская прокуратура требует, чтобы «Левада-Центр» зарегистрировался как «иностранный агент» - что по-русски выглядит синонимом слову «шпион», - так как эта социологическая служба получает 3% финансирования из-за рубежа

© Левада-ЦентрЛоготип «Левада-центра»
Логотип «Левада-центра»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Единственному в России независимому социологическому агентству «Левада-Центр» может грозить закрытие. Российская прокуратура приказала ей зарегистрироваться как «иностранному агенту», что по-русски синоним слову «шпион». Директор «Левада-Центра» Лев Гудков заявил, что распоряжение прекратить публиковать результаты работы Центра, пока он не зарегистрируется как «иностранный агент», ставит социологическую службу в «в крайне тяжелую ситуацию».

Единственному в России независимому социологическому агентству «Левада-Центр» может грозить закрытие. Российская прокуратура приказала ей зарегистрироваться как «иностранному агенту», что по-русски выглядит синонимом слову «шпион». Это было сделано, согласно новому закону, направленному против негосударственных организаций, которые получают любое финансирование из-за рубежа и при этом участвуют в любой деятельности, которую правительство считает политической.

Предостережение прокуратуры, направленное в понедельник «Левада-Центру» и опубликованное на его сайте, фактически объявляет, что российские власти считают исследования общественного мнения, которыми Центр известен в мире, не научной работой, а «политической деятельностью», направленной на «формирование общественного мнения о… государственной политике».

«Левада-Центр», зарегистрированный как некоммерческая организация, считается единственной из трех основных российских служб общественного мнения, которая независима от государственного финансирования и государственного управления. Его отношения с Кремлем в прошлом зачастую бывали напряженными. Однако в понедельник многие эксперты выразили удивление в связи с угрозами прокуратуры, так как социологические исследования Центра, в том числе регулярные опросы, отслеживающие популярность Владимира Путина в обществе, всегда высоко ценились во всех частях политического спектра. На них часто ссылаются чиновники, парламентарии и государственные СМИ.

Обыски в офисе компании Mirax Group


Читайте также: Притеснение НКО в России

В своем заявлении директор «Левада-Центра» Лев Гудков заявил, что распоряжение прекратить публиковать результаты работы Центра, пока он не зарегистрируется как «иностранный агент», ставит социологическую службу в «в крайне тяжелую ситуацию».

«Прокуратура фактически подвешивает нашу организацию на крючок возможных санкций, с одной стороны, и подрывает ее авторитет и деловую репутацию, с другой. Дело не только в предельно неясных понятиях «политическая деятельность» и «иностранное финансирование», допускающих самые произвольные и расширительные их толкования, а, следовательно, и возможности административных действий против руководства Центра или даже - ликвидации нашей организации…» - говорится в заявлении г-на Гудкова.

Прокуратура уже потребовала от десятков российских НКО называться «иностранными агентами» при любой общественной деятельности. В противном случае им угрожают огромные штрафы, а в дальнейшем полиция может закрыть их. Пока никто не выполнил эти требования, которые, как утверждается, не повышают финансовую прозрачность и предназначены только для того, чтобы лишить российское общество, официальные структуры и другие организации доверия к НКО, навесив на них ярлык, который по-русски означает «шпион» и ничего больше.

В число структур, получивших предупреждения прокуратуры, попали наблюдающая за выборами организация «Голос», антикоррупционная организация Transparency International и такие правозащитные организации, как «Мемориал».

Также по теме: В России набирает обороты кампания против «иностранных агентов»

Все они утверждают, что не занимаются политической деятельностью любого рода, однако прокуратура использует определение «политического», включающее в себя любые шаги, которые могут вызвать недовольство властей.

«Это не удар конкретно по нам, а часть усиливающегося наступления на все НКО и на активное гражданское общество», - полагает заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин.

«Власти хотят регулировать то, как мы проводим наши исследования и контролировать наши отношения с клиентами... Мы не ведем политическую деятельность, потому что мы не вмешиваемся – просто отслеживаем перемены в общественном мнении и фиксируем их. Непонятно, как применяется этот закон или каким образом публикацию наших данных можно интерпретировать как попытку повлиять на общественное мнение», – заявил он.

«Когда публикуются некоторые из наших опросов о Путине и правительстве, власти на нас злятся. Их также раздражают опросы о протестном движении и оппозиции. Мы просто делаем свою работу – пытаемся пролить свет на то, что происходит в стране», - добавил г-н Гражданкин.

Пленарное заседание Государственной Думы РФ


В письме прокуратуры указано, что «Левада-Центр» за последние четыре года получил 777 000 долларов от таких иностранных структур, как MacArthur Foundation, Ford Foundation и OSI Assistance Foundation Джорджа Сороса.

Центр также зарабатывает средства, проводя по заказу иностранных клиентов социологические исследования и исследования рынка, говорит г-н Гражданкин.

Читайте также: НКО уходит из России

В своем заявлении г-н Гудков утверждает, что подобное финансирование в последние годы составляло не больше 3% бюджета «Левада-Центра».

«В отличие от других организаций, проводящих опросы общественного мнения, мы не имеем прямого государственного финансирования или государственных дотаций на проведение социологических опросов, в принципе требующих значительных финансовых и организационных затрат, - пишет г-н Гудков. - Полученные из иностранных фондов средства (пожертвования или гранты, выигранные в конкурсном порядке) или оплата исследований, выполненных по заказу иностранных организаций (университетов, СМИ, исследовательских институтов, или консалтинговых фирм), составляют незначительную часть бюджета Левада-центра: в разные годы примерно 1.5-3%».

Все ведущие НКО договорились отвергать требования прокуратуры и не нацеплять на себя ярлык «иностранных агентов», согласиться с которым, на их взгляд, все равно, что самим принять отравленную пилюлю.

По мнению многих аналитиков, в дальнейшем власти либо будут давить на организации гигантскими штрафами, пока те не уступят, либо отправят полицию закрывать НКО.

«В определенном смысле, мы возвращаемся в советские времена. Наступает период, когда вся политическая информация будет генерироваться и выдаваться властями», - считает Дмитрий Орешкин, глава специализирующейся на медиа-консалтинге компании «Меркатор».

«Такая ситуация удобна для властей – они могут просто написать нужное количество голосов, а пресса это опубликует. Экономические индексы будут все время расти, и поддержка нашего любимого руководителя будет всегда оставаться высокой. Так и будет продолжаться, пока однажды все не рухнет», - говорит он.