Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Это с какого времени статус-кво стал для Москвы неприемлем?

© коллаж ИноСМИАрмения и Азербайджан
Армения и Азербайджан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начался визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Договоренность об этом была достигнута между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана во время встречи 17 мая в польском городе Кракове.

Начался визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Договоренность об этом была достигнута между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана во время встречи 17 мая в польском городе Кракове. В целом этот визит, а также встреча министров иностранных дел ознаменовалась тем фактом, что накануне официальный Баку положил начало процессу, который нанесет серьезный удар по мирным переговорам. Как известно, в азербайджанском парламенте был введен в обращение законопроект «Об оккупированных территориях Азербайджана». Сколько бы этот шаг официального Баку не называли популистским и не связывали с выборами, тем не менее остается фактом то, что будучи основной препятствующей стороной мирного урегулирования, власти Азербайджана не останавливаются перед еще большим ужесточением своей позиции.
 
Однако в вопросе нагорно-карабахского урегулирования в эти дни вызывает интерес позиция, занятая официальной Москвой. На совместной пресс-конференции с находившимся в Москве с визитом министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровом глава МИД Российской Федерации Сергей Лавров заявив, что Москва и впредь будет стремиться содействовать поиску взаимоприемлемых решений, сказал, что он уверен в успехе, если будет сделана попытка достичь компромиссов с учетом интересов обеих сторон. Затем Лавров отметил, что статус-кво в нагорно-карабахском конфликте является неприемлемым как для России, так и для двух конфликтующих сторон: «Для России статус-кво неприемлем, потому что это наши соседи, наши друзья, а стабильность и спокойствие на Кавказе являются для России одним из приоритетов внешней политики. Статус-кво означает, что остался нерешенным вопрос возврата азербайджанских территорий, а также означает экономическую блокаду Армении». Что послужило основанием для заверений главы МИД РФ о неприемлемости статус-кво для сторон, он не уточнил.

Встреча Владимира Путина с Сержем Саргсяном в Ново-Огарево


Читайте также: Азербайджан и Армения «обречены»

Наблюдающие долгие годы за процессом урегулирования журналисты, эксперты и политики всегда констатировали, что у сторон в действительности нет никакого желания менять статус-кво, даже у Азербайджана, который отличается жесткой риторикой и воинственными заявлениями. А то, что статус-кво является неприемлемым для РФ, это стало совершенно неожиданным утверждением.
 
Самым незаинтересованным посредником в окончательном урегулировании нагорно-карабахского конфликта всегда считалась Москва, в отличие от западных стран, которые решение конфликта связывают с новыми возможностями регионального сотрудничества и открытием границ между Арменией и ее соседями. Естественно, возникает вопрос – это с какого времени статус-кво стал для Москвы неприемлемым?.. Это результат изменений в позиции Кремля (если да, то Россия, безусловно, имеет основательные причины и ожидания), или же это очередной намек, который можно больше рассматривать, как попытку оказать давление на армянскую сторону?.. Конечно, российские официальные лица никогда не заявляли, что являются сторонниками статус-кво, однако считать Москву самым ярым сторонником урегулирования нагорно-карабахского конфликта было бы преувеличением.

Также по теме: Россия окончательно оттолкнула от себя Армению

Следующий примечательный момент: министр иностранных дел России на совместной пресс-конференции со своим азербайджанским коллегой объявляет – «статус-кво означает, что остался нерешенным вопрос возврата азербайджанских территорий, а также означает экономическую блокаду Армении». Как и другие страны-сопредседатели – США и Франция, которые на уровне множества сменившихся сопредседателей, министров иностранных дел и президентов констатировали, что «признают территориальную целостность Азербайджана», это зафиксировали также и должностные лица России. Однако примечательно то, что в течение последнего года, когда международное сообщество, кажется, более негативно настроилось по отношению к поведению официального Баку, начиная с освобождения убийцы Рамиля Сафарова и его героизации, и вообще, в связи с авторитарным характером режима в этой стране, и казалось бы, международное сообщество вроде начало воспринимать преимущества армянской стороны, неожиданно министр иностранных дел РФ, естественно, не по наивности, напоминает о «возвращении азербайджанских территорий».
 
Подписанию Ассоциативного соглашения «Армения-ЕС», которое предполагает совершенно иную глубину отношений с Евросоюзом, еще несколько месяцев назад противопоставлялся или предлагался выбор другой идеи – вопрос членства Армении в Таможенном союзе. Как бы ни звучали мнения, что, мол, это не сопоставимо, и тем более, что это не те равнозначные единицы, между которыми можно делать выбор, тем не менее, как видно, Москва постепенно делает вопрос «выбора» довольно очевидным. А это, безусловно, со стороны Кремля может проявляться через совершенно иные инициативы, с прозрачными и прямыми намеками, как, например, неприятные для армянской стороны заявления в связи с нагорно-карабахским конфликтом, или же процессы, развивающиеся вокруг изменения тарифов на газ.