Кубинские военные тщательно изучают опыт переходного периода посткоммунистической России, а агенты службы безопасности стали более любезными с кубинскими диссидентами. Идет подготовка по формированию возможного переходного периода на Кубе, заявил известный кубинский оппозиционный деятель Гильермо Фариньяс.
Многие высокопоставленные кубинские офицеры боятся коллапса коммунистической системы и не хотят оказаться на месте сторонников Муаммара Каддафи, как это произошло в Ливии, заявил известный диссидент в интервью американским изданиям El Nuevo Herald и The Miami Herald.
Они готовы осуществить в стране медленный переход, который позволил бы им провести приватизацию государственных предприятий, как это было сделано в Никарагуа в 1990 году сандинистами после того, как они проиграли президентские выборы. Самые сладкие куски от государственного пирога тогда достались именно им.
Фариньяс сообщил, что он постоянно поддерживает контакты со старшими офицерами в звании подполковника и полковника, с которыми он учился в военных учебных заведениях. Гильермо Фариньяс прошел трехгодичный курс обучения в одной из военных академий СССР и участвовал в боевых действиях в Анголе.
«Из разговора с ними я узнал, что еженедельно с высокопоставленными военными проводятся семинары, на которых рассматривается переходный период России и Белоруссии, когда и как в этих странах проводились политические и экономические реформы. В том числе - относящиеся к периоду авторитарного и буржуазного правления Владимира Путина, получившего название «путинизм», - сказал известный диссидент.
По свидетельству советников Рауля Кастро, нынешний глава государства готов разрешить 15-25 кубинским диссидентам быть избранными в национальный парламент, но Рауль опасается, что его брат Фидель никогда этого не допустит.
Некоторые сотрудники государственной безопасности не хотят оказаться запачканными в проведении репрессий по отношению к инакомыслящим, так как опасаются, что у них могут быть проблемы в случае смены режима на Кубе.
Сотрудники государственной безопасности в начале 90-х годов хвастались, что коммунистическая система на Кубе никогда не изменится. Сейчас они придерживаются другого мнения и заявляют, что выполняют только приказы высшего руководства страны.
Фариньяс рассказал журналистам о том, что 4 января текущего года, еще до назначения Мигеля Диаса-Канеля первым заместителем председателя государственного совета, он встречался с ним в Санта Кларе, откуда сам родом.
«Я проходил рядом с домом, где живут родители Диаса-Канеля, и увидел Мигеля в припаркованном рядом китайском автомобиле Geely, который имеют только самые высокопоставленные чиновники кубинского правительства, - сказал Фариньяс. - Диас-Канель пожал мне руку и спросил про здоровье. Мы с ним разговаривали в течение 15 минут. В ходе нашего разговора он поинтересовался, согласен ли я встретиться с представителями кубинского правительства. На что я ему дал положительный ответ».
Диас-Канель пообещал сообщить о разговоре с диссидентом Гильермо Фариньясом высокому начальству в Гаване.
Правозащитник заявил, что он выступает против безусловного снятия эмбарго США в отношении Кубы и добавил, что, хотя он уважает католическую церковь и ее епископов, он разочарован тем, как кардинал Хайме Ортега ведет себя с кубинскими властями.
Поэтому если кубинское правительство когда-нибудь согласится на переговоры с оппозицией, Фариньяс будет против участия в них кубинского кардинала.
Гильермо Фариньяс, являющийся одновременно журналистом, психологом и, пожалуй, самым известным кубинским диссидентом, с 1995 года пережил целых 23 голодовки. Последнюю можно по праву назвать самой тяжелой и затяжной. На протяжении 135 дней Фариньяс категорически отказывался от пищи в надежде убедить таким образом кубинское правительство даровать свободу кубинским политическим заключенным, имеющим серьезные проблемы со здоровьем.
Голодовка была прекращена после того, как президент Кубы Рауль Кастро распорядился выпустить из тюрьмы 52-х наиболее известных политзаключенных.
В декабре прошлого года Евросоюз присудил Фаринасу премию имени Андрея Сахарова за правозащитную деятельность, однако кубинские власти не позволили диссиденту выехать из страны на церемонию награждения.
В настоящее время Гильермо Фариньяс находится в зарубежном турне, в ходе которого, кроме США, он намерен посетить Пуэрто-Рико и Бельгию, после чего в середине июля он вернется в Гавану.
В Бельгии он собирается получить премию имени Андрея Сахарова и денежное вознаграждение от Европарламента в размере 60 тысяч долларов.