Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Брэдли Мэннинг: бьющий тревогу патриот или предатель Америки?

В понедельник начался военный трибунал, рассматривающий дело рядового первого класса Брэдли Мэннинга. Мэннинг заявил, что отправленные им WikiLeaks документы послужили важной цели. С ним согласны многие, но это вряд ли поможет ему в суде

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В понедельник начался военный трибунал, рассматривающий дело рядового первого класса Брэдли Мэннинга. Но это судебное разбирательство является чем-то большим, нежели обычный военный трибунал. Он вызвал горячие споры о том, как Америка ведет свою «войну с террором» от Ирака и Афганистана до других мест, и как много американское общество имеет право знать об этой войне.

Вашингтон – Это было во время его командировки в Ирак в 2010 году, когда он служил аналитиком в разведке. Рядовой первого класса Брэдли Мэннинг просмотрел видеозапись, хранившуюся в американской военной базе данных, на которой видно, как два пилота случайно расстреляли мирных жителей, среди которых были дети и два репортера Reuters.

В своем заявлении, которое Мэннинг зачитал в феврале на досудебном заседании, он отметил, что его больше всего обеспокоила не гибель ни в чем не повинных гражданских лиц. Его встревожили непринужденные шутки, которыми обменивались американские военные летчики, чей разговор в кабине был записан вместе с видео.

Пилоты призывали смертельно раненого гражданского человека, который пытался отползти в укрытие, «взять в руки оружие», чтобы они могли расстрелять его. А когда летчики поняли, что случайно убили детей, расстреляв автофургон, водитель которого пытался спасти репортеров из агентства Reuters, они сказали: «Что ж, сами виноваты, не надо было детей в бой тащить».

Когда агентство Reuters в соответствии с законом США о свободном доступе к информации направило запрос с требованием показать видеозапись, Центральное командование США, которое вело войну в Ираке, ответило: «Возможно, эта видеозапись уже не существует». Другой официальный представитель армии США заявил репортерам, что по мнению Центрального командования, видео не является подлинным.

Читайте также: Мэннинг не признал себя виновным в пособничестве врагу

Именно в этот момент, заявил в феврале Мэннинг, он ощутил «настоятельную потребность» отправить видео на сайт WikiLeaks.

По мнению защитников Мэннинга, эти его слова в полной мере объясняют, что он за человек: сознательный и бьющий тревогу разоблачитель, действующий против администрации, испытывающей крайнюю нелюбовь к любым утечкам информации. Они добавляют, что его дело крайне важно, поскольку оно поразительно похоже на историю со сборником «Американо-вьетнамские отношения, 1945—1967: Исследование», который называют «бумагами Пентагона». В этом совершенно секретном документе проведен анализ того, как Соединенные Штаты завязли во вьетнамской войне, и как правительство вводило в заблуждение американский народ.

Арлингтонское национальное кладбище в пригороде Вашингтона


С точки зрения критиков, документы, отправленные Мэннингом WikiLeaks, не имели ничего общего с «бумагами Пентагона». Там не было разоблачений систематической лжи высокопоставленных руководителей. Это было явное нарушение четких правил сообщений о фактах незаконной деятельности, и цель этих действий заключалась лишь в том, чтобы подставить военных. Некоторые критики Мэннинга даже назвали его предателем.

Такая разница во мнениях вряд ли окажет какое-то воздействие на судебный процесс над Мэннингом, который начался в понедельник в Форт-Миде, штат Мэриленд. Законы, касающиеся правил сообщений о фактах незаконной деятельности, ясны и понятны, а Мэннинг явно их нарушил, говорят эксперты по правовым вопросам.

Также по теме: Ассанж - Банальность «Не делай зла»

Но суд над Мэннингом является чем-то большим, нежели обычный военный трибунал. Он вызвал горячие споры о том, как Америка ведет свою «войну с террором» от Ирака и Афганистана до других мест, и как много американское общество имеет право знать об этой войне.

«Я знаю, XXI век только начинается, но на мой взгляд, это будет один из самых важных судебных процессов столетия», - говорит адвокат Джессилин Радак (Jesselyn Radack), работающая директором программы национальной безопасности в организации по защите таких разоблачителей, как Мэннинг, - Government Accountability Project.

Радак представляла интересы бывшего военнослужащего Томаса Дрейка (Thomas Drake), обвиненного в соответствии с законом о шпионской деятельности в организации утечки информации о программе Агентства национальной безопасности, которая, по словам Дрейка, нарушала четвертую поправку и законы о неприкосновенности частной жизни. Радак и другие юристы сравнили бедственное положение Мэннинга с судьбой Дэниела Эллсберга (Daniel Ellsberg), который передал «бумаги Пентагона» газете The New York Times.

Эллсберг с этим согласен: «Он не просто мой герой. Я надеюсь, он знает, что является героем для многих людей».

«Конечно, есть различия» между двумя этими делами, заявил Эллсберг во время круглого стола, организованного в воскресенье в Вашингтоне на митинге протеста в защиту Мэннинга.

«Тот материал, который передал я, был «совершенно секретный»», - добавил он, указав на то, что документы, переданные Мэннингом, имели менее строгий гриф «секретно».

Читайте также: Брэдли Мэннинг встретился с хакером, который его выдал


«Более того, в «бумагах Пентагона» не было ничего подобного той информации о военных преступлениях, которую раскрыл Мэннинг, - подчеркнул Эллсберг. – Мэннинг разоблачил многочисленные нарушения закона, которые допускались не только при [президенте] Обаме, но и ранее, при [бывшем президенте Джордже] Буше, включая продолжающиеся выдачи людей, которым грозят пытки».

Последний момент Мэннинг подчеркнул в феврале на досудебном заседании. Иллюстрируя свои доводы, он вспомнил инцидент, произошедший в марте 2010 года, когда начальство поставило ему задачу проанализировать дело иракского полицейского, который задержал 15 человек за печатание антииракской литературы.

Президент США Джордж Буш с морскими пехотинцами армии США в провинции Анбар, Ирак


По словам Мэннинга, ему было приказано выяснить, кто эти «плохие парни».

Проведя анализ этого дела, Мэннинг пришел к выводу, что ни один из задержанных не был связан с террористическими группировками. Затем он получил перевод «антииракской литературы», и оказалось, что это была критика в адрес иракского премьер-министра Нури аль-Малики и изложение фактов коррупции в его кабинете, а также рассказ о «финансовых последствиях этой коррупции для иракского народа».

Он передал эту информацию командованию, отметив несоответствие между обвинениями иракской полиции и переводом литературы. Ему сказали «забыть» об этом деле и выяснить, «где находятся типографии, печатающие такую антииракскую литературу».

Он пожаловался своему командиру. Тот согласился с ним, но никаких действий предпринимать не захотел. «Я знал, что если продолжу помогать багдадской полиции, этих людей бросят за решетку…, вполне вероятно станут пытать, и родственники не увидят их очень долго, если вообще увидят», - заявил Мэннинг.

Также по теме: Что не изменилось в войне с террором

Однако некоторые критики приводят и другие доводы. Даже если и были отдельные случаи нарушений, тот факт, что WikiLeaks обнародовал все без разбора, в том числе, многочисленные дипломатические телеграммы весьма деликатного свойства, нанес огромный вред национальной безопасности. Этим данное разоблачение существенно отличается от случая с «бумагами Пентагона».

Эллсберг, например, решил сохранить в тайне те материалы из «бумаг Пентагона», где излагаются дипломатические усилия по прекращению войны во Вьетнаме. Там были «уничижительные замечания о предательстве отдельных причастных лиц, а также заявления, которые могли показаться оскорбительными странам и правительствам», отметил Флойд Абрамс (Floyd Abrams), выступавший в качестве адвоката The New York Times во время судебного процесса по делу о «бумагах Пентагона». Он рассказал об этом в декабре 2010 года в статье, которую опубликовала The Wall Street Journal.

Абрамс указал и на другие отличия. «Разоблачения на основе «бумаг Пентагона» относятся к конкретному вопросу, к усилению двуличия наших руководителей на протяжении нескольких лет, когда страна все больше вязла во Вьетнаме, отрицая этот факт. Там разоблачаются правонарушения и проступки властей или, как минимум, поразительный дефицит откровенности государства в отношении народа».

«С WikiLeaks все иначе, - утверждает он. – Там секреты разоблачаются только потому, что на них есть гриф «секретно»».

По словам Мэннинга, он хорошо знал, что отправляет WikiLeaks. Он начал анализировать документы, касающиеся задержанных и отправленных в Гуантанамо людей, так как президент Обама во время своей кампании утверждал, что эта тюрьма – настоящее грязное пятно на репутации Америки, и что ее необходимо закрыть.

Последствия воздушного налета США на Ирак


Читайте также: Как Джулиан Ассанж в очередной раз одурачил СМИ

«Я такой человек, которому хочется знать, как что работает, а будучи аналитиком, я всегда стремился докопаться до правды, - сказал Мэннинг. – Мне было недостаточно царапать поверхность, где даются постоянно повторяющиеся и стандартные оценки».

По его словам, когда он начал читать дипломатическую переписку, он согласился с Обамой. Он также заметил, что в дипломатических телеграммах имеется две степени секретности.

Первая степень называется «не для распространения» и означает, что содержание телеграмм весьма деликатное. Вторая степень секретности была для людей, имеющих допуск к компьютерной сети американской армии. Такой допуск дают тысячам американских военнослужащих, гражданским сотрудникам Министерства обороны и гражданским подрядчикам.

Как заявил Мэннинг судье на февральских слушаниях, он решил обнародовать документы второй категории, а не первой, поскольку это было бы более болезненно.

Однако стремление разоблачить правонарушения не является веским доводом защиты ни в деле Мэннинга, ни в деле Эллсберга. Об этом говорит бывший начальник училища военно-юридической службы сухопутных войск США Ричард Розен (Richard Rosen), ныне работающий директором Центра военного права и политики при юридическом факультете Техасского технологического университета.

«Когда тебе дают допуск и оказывают доверие, ты должен соблюдать правила сохранности документов, и не тебе решать, что обнародовать, - говорит Розен. – Мне кажется, быть разоблачителем правонарушений в армии можно. Вопрос в том, как это делать».

Также по теме: США полны решимости наказать Брэдли Мэннинга

«Положения о таких разоблачениях очень конкретны. Человек имеет право сообщить о нарушениях напрямую члену конгресса, генеральному инспектору своего вида вооруженных сил или непосредственному начальнику, - заявил высокопоставленный американский военный юрист, пожелавший остаться неизвестным, поскольку не уполномочен давать интервью прессе. – Но он не имеет права обращаться к прессе или к WikiLeaks».

Эллсберг тоже предоставил газете исторические по своему характеру документы, но они «были не о продолжающихся операциях», заявил Розен.

Более того, «Эллсберг не был военным. Человек военный принимает присягу. Не специалисту (такое звание было у Мэннинга, пока его не разжаловали в рядовые первого класса) решать, какую информацию рассекречивать», добавил Розен. «Он мог написать своему конгрессмену и сказать: «Посмотрите такую-то информацию». А он решил рискнуть. Может, он думал, что так лучше в интересах общества, но ему придется за это поплатиться».

Эллсберга должны были судить по тем же статьям законов, что и Мэннинга. Конкретно это называется «пособничество врагу», и наказанием за такое преступление является смертная казнь.

Американские военнослужащие покидают Ирак, 17 декабря 2011 года


Но государству будет трудно это доказать, говорит Розен. «Мэннинг должен был знать о том, что, сливая эту информацию, он помогает врагу. Недостаточно того, что он обнародовал информацию … думая, что это поможет людям».

Читайте также: Неусвоенные уроки иракской войны

Однако Мэннингу грозит и другое, менее серьезное обвинение. В соответствии с ним, ему достаточно было иметь основания знать о том, что противнику может быть оказана помощь. Иными словами, что переданная им информация могла быть размещена в интернете, а Усама бен Ладен мог прочесть ее там. Об этом говорит американский военный юрист.

Эллсбергу в итоге не стали предъявлять обвинение в пособничестве врагу, поскольку выяснилось, что представители американского правительства пытались проникнуть в кабинет к его психологу, чтобы найти там на него компрометирующую информацию. В результате должностного преступления стороны обвинения дело против Эллсберга было закрыто.

Ни Эллсберга, ни Мэннинга не обвинили в измене, определение которой точно и кратко дается в конституции США: «Под изменой Соединенным Штатам понимается только ведение войны против них или присоединение к их врагам, оказание им помощи и услуг».

«Никто не хотел обвинять меня в том, что я присоединился к Вьетконгу, и никто не утверждает, что Мэннинг присоединился к талибам или желал им успехов», - сказал Эллсберг.

Тем не менее, как и в случае с Мэннингом, Эллсберга часто называли предателем. «Это очень неприятно, особенно когда ты считаешь себя патриотом», - заявил он.

Но у него был наготове ответ для журналиста, который спросил Эллсберга, каково это – ходить с ярлыком предателя. «Нашу страну основали предатели. Каждый подписавший Декларацию независимости и связавший себя обещанием пожертвовать жизнью и честью знал, что его могут повесить за измену, - сказал он тогда. – И некоторых из них повесили».