Американские и азиатские стратеги-мыслители все чаще используют такие термины как «западня» и «отстраненность», указывая на контрастирующие опасения по поводу военных обязательств США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Проблема западни вызвана американской обеспокоенностью относительно того, что многолетние договоренности в сфере безопасности могут втянуть Соединенные Штаты Америки в китайско-японский, китайско-тайваньский или китайско-филиппинский конфликт.
Опасения по поводу «связывающих руки альянсов» работают и в противоположном направлении. Некоторые японцы опасаются, что их страна может оказаться втянутой в американо-китайскую конфронтацию из-за Тайваня. Южные корейцы не хотят участвовать в японо-китайских столкновениях из-за спорных островов, которые заставят вспомнить про договорные обязательства Вашингтона перед Токио. Даже у лояльной союзницы Австралии есть дурные предчувствия по поводу того, что ей придется пожертвовать своими экономическими отношениями с Китаем ради выполнения своих обязательств в сфере безопасности перед США.
С другой стороны, существует проблема отстраненности. Японские, тайваньские и филиппинские обозреватели опасаются, что почтительное отношение Вашингтона к Китаю может привести к ослаблению американских обязательств в сфере безопасности перед этими странами. Они видят американскую усталость от войн, финансовые трудности этой страны и проблематичную историю ее присутствия в Азии.
Читайте также: В АТР обостряется гонка вооружений
Пекин ссылается на обе эти обеспокоенности, чтобы ослабить отношения Америки со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в вопросах безопасности. Он сеет сомнения по поводу силы воли и выносливости США, и одновременно с этим создает ощущение неизбежного регионального превосходства Китая. Он обвиняет Вашингтон в том, что США подстрекают своих партнеров к безрассудным поступкам, а затем сам использует оплошности любого партнера, называя их провокационным поведением, втягивающим Соединенные Штаты в конфликт. Посыл Пекина таков: коллективная безопасность на самом деле означает коллективную угрозу безопасности.
Ключевые военные обязательства США – на случай китайского и /или северокорейского нападения на Японию и / или Южную Корею – не вызывают никаких вопросов, однако другие сценарии могут породить сомнения в надежности Вашингтона как партнера по безопасности.
Тайвань
Противостояние по две стороны Тайваньского пролива это самый давний очаг напряженности, грозящий возникновением конфликта между Китаем и США. Без военного пакта от 1954 года, от которого президент Картер отказался в 1979 году, отношения между США и Тайванем в сфере безопасности регулируются законом об отношениях с Тайванем.
Этот закон обязывает Соединенные Штаты поставлять Тайваню оборонительные системы вооружений, а также провозглашает, что любые действия немирного характера по подрыву его статуса «вызовут самую серьезную озабоченность в США». Но в этом законе нет формального обязательства Вашингтона по защите Тайваня. Здесь-то и лежит особая угроза для Тайваня: стратегический просчет со стороны Пекина.
Также по теме: США планирует увеличить свое влияние в Центральной Азии
Американские президенты один за другим использовали двусмысленную терминологию администрации Клинтона по страхованию от рисков на случай необходимости защищать Тайвань, заявляя, что «все будет зависеть от обстоятельств». В 2001 году президент Буш недолго поиграл в стратегическую ясность, пообещав «сделать все необходимое» для защиты Тайваня – но встревоженные помощники Китая быстро дезавуировали это заявление. После 11 сентября Китай был объявлен стратегическим партнером в войне с террором, а Тайвань остался раздражителем в китайско-американских отношениях.
В прошлом году одного бывшего высокопоставленного руководителя спросили: будут ли Соединенные Штаты защищать Тайвань в случае китайского нападения. Он ответил: «Им выгодно в это верить». Что, утонченная стратегическая неопределённость превратилась в вопиющую стратегическую застенчивость?
В условиях отсутствия ясных и четких обязательств американцев в вопросах безопасности некоторые тайваньцы выступают за укрепление военного потенциала страны для нанесения ответного удара по Китаю. Другие ратуют за сокращение военных расходов и за заключение политической сделки с Пекином до президентских выборов, которые пройдут на Тайване в 2016 году. Американские официальные лица считают оба варианта труднодостижимыми.
Воспользовавшись политической кашей в американо-тайваньских отношениях, Китай создал оружие воспрещения доступа в интересах сдерживания и недопущения действий США по защите Тайваня. Китайские ударные подводные лодки и противокорабельные баллистические ракеты как раз и стали теми новыми «обстоятельствами», которые породила вашингтонская политика неопределенности и двусмысленности. Эта политика и это оружие вполне могут пройти испытания в «реальном бою», готовиться к которому призвал недавно своих военнослужащих Си Цзиньпин.
Читайте также: Развитие Дальнего Востока - окно России в развивающуюся Азию
Риф Скарборо
В апреле 2012 года китайские разведывательные суда и корабли ВМС Филиппин сошлись в прямом противостоянии из-за спорных рифов в районе промыслового рыболовства в Южно-Китайском море неподалеку от побережья Филиппин. Как и в других региональных морских спорах, Вашингтон не стал занимать ни чью сторону, и выступил за мирное урегулирование проблемы и за свободу судоходства. Он сыграл роль посредника, чтобы стороны могли с достоинством разойтись. Китай и Филиппины согласились отвести корабли, а затем провести переговоры по своим притязаниям. Филиппины условия договоренности выполнили, а вот китайцы своему слову изменили, направив к Скарборо новые корабли и поставив там канатное ограждение, мешающее филиппинским рыбакам заниматься ловом в своих традиционных районах рыбного промысла.
Ни Филиппины, ни Соединенные Штаты не оспорили напрямую дерзкие и демонстративные действия Китая. Однако Манила передала этот вопрос на рассмотрение трибунала ООН по морскому праву. В настоящее время ВМС США и Филиппин проводят в этом районе давно уже запланированные совместные маневры, действуя в соответствии с договором о взаимной обороне.
Острова Сенкаку
После Второй мировой войны Японии было предоставлено административное управление островами Сенкаку, на которые также претендует Китай, называющий эти острова Дяоюйдао. Опять же, Соединенные Штаты не высказывают конкретное мнение о принадлежности островов и о суверенитете над ними, ограничиваясь заявлениями о необходимости мирного урегулирования данной проблемы, дабы она не угрожала свободе судоходства.
Также по теме: Современная политика супердержав в Юго-Восточной Азии
Однако здесь есть один существенный момент. В прошлом году госсекретарь Клинтон заявила, что действие американо-японского договора о взаимной обороне распространяется и на острова Сенкаку. Таким образом, ставки для Китая существенно выросли. Некоторые эксперты по американской политике считают, что США зашли слишком далеко со своими обязательствами и рискуют спровоцировать американо-китайский конфликт из-за бесполезной «кучи скал».
Такого рода заявления американских экспертов, пусть и неофициальные, усилили страхи японцев по поводу того, что США бросят их на произвол судьбы. Соответственно, кое-кто в Японии захотел создать на островах военные объекты, что вызвало опасения у американцев по поводу возможного провоцирования Китая. Появились и те, кто начал ратовать за создание японских сил ядерного сдерживания. Эта идея может набрать поддержку после призывов президента Обамы к дальнейшему сокращению американского ядерного арсенала в условиях, когда Северная Корея и Китай продолжают увеличивать собственные арсеналы.
Каждый из партнеров Америки в вопросах безопасности хочет получить от нее обязательства по защите своей страны, однако опасается, что это повлияет на обязательства США перед другими. Понадобится мудрое и непоколебимое лидерство США, чтобы пройти между Сциллой «западни» и Харибдой «отстраненности».
Джозеф Боско в 2005-2006 годах работал в канцелярии министра обороны директором по Китаю. В настоящее время он является членом американо-китайской рабочей группы в Центре за национальный интерес (Center for the National Interest).