Это, разумеется, не первый случай, когда игроки в расцвете карьеры оставляют НХЛ, чтобы играть у себя на родине.
Хокану Лообу (Hakan Loob) было 28 лет в 1989 году, когда он покинул только что выигравших кубок Стэнли «Калгари Флэймз», чтобы растить детей в Швеции. Алексей Морозов ушел из «Питтсбург Пингвинз» в 27 лет - во время локаута в НХЛ 2004-2005 годов - играть в российской Суперлиге. Считалось, что когда-нибудь он вернется в НХЛ, но он уже девять сезонов играет за казанский «Ак-Барс» и никуда возвращаться не собирается.
Некоторым игрокам не важно, сколько они могут заработать в НХЛ – желание играть дома превозмогает все.
Именно такие мотивы стояли за неожиданным решением Ильи Ковальчука покинуть в четверг «Нью-Джерси Девилз» и официально уйти из НХЛ, чтобы вернуться в Россию.
Его планы на будущее пока неизвестны, но ожидается, что 30-летний нападающий, как только будут закончены все необходимые формальности, присоединится к санкт-петербургскому СКА – клубу российской КХЛ.
Прошлой осенью, во время локаута в Национальной хоккейной лиге, поговаривали, что Ковальчук может даже завершить этот год в СКА, что было бы нарушением его контракта с НХЛ. Ковальчук сыграл за санкт-петербургский клуб 36 матчей, набрал 48 очков и показал, вероятно, самые лучшие результаты из всех российских знаменитостей, вернувшихся в страну на время трудового конфликта.
Читайте также: Лео Комаров по-прежнему стремится в НХЛ
Вместо этого Ковальчук ушел из НХЛ с разрешения клуба. Он успел сыграть с «Нью-Джерси Девилз», с которым в июле 2010 года заключил контракт на 15 лет на сумму в 100 миллионов долларов США, всего три сезона. За оставшиеся годы клуб должен был выплатить ему еще 77 миллионов долларов.
В 2010 году Лига отвергла исходно заключенный с ним контракт свободного агента, заявив, что он обходит правило, ограничивающее потолок зарплаты. В итоге «Дьяволы» и Ковальчук пересмотрели контракт, приведя его в соответствие со стандартами НХЛ, но клуб все равно не избежал наказания – его оштрафовали на три миллиона плюс он потерял право выбора в третьем раунде драфта 2011 года и в первом раунде драфта в одном из годов с 2011-го по 2014-й на выбор.
В прошлом году клуб не отказался от своего (общего 29-го) выбора, в этом году тоже участвовал, обменяв в ходе происходившего в Пруденшал-центре – на его собственной домашней арене - мероприятия девятый выбор в драфте на вратаря «Ванкувер Кэнакс» Кори Шнайжера (Cory Schneider). Таким образом, в 2014 году «Дьяволы», которые легко могли бы попасть в драфт-лотерею, точно не смогут выбирать в первом раунде.
Хотя решение Ковальчука может показаться неожиданным, по словам генерального менеджера «Дьяволов» Лу Ламорелло (Lou Lamoriello), они с нападающим обсуждали эту возможность в течение последнего года.
Для КХЛ репатриация Ковальчука – большая победа.
Также по теме: Хоккейная холодная война возвращается
Лига годами без особого успеха пыталась привлечь обратно в страну лучших российских игроков.
Пока самым известным из вернувшихся был Александр Радулов, разорвавший ради игры в КХЛ свой контракт начального уровня с «Нэшвилл Предаторз». Нэшвиллский клуб убедил Радулова попробовать снова весной 2012 года, однако это решение оказалось пагубным: они с Андреем Костицыным нарушили комендантский час во время серии плей-офф с «Финикс Койотс» и были отстранены от игры по дисциплинарным соображениям. В итоге «Хищники», проигравшие серию, не стали стараться удержать Костицына с Радуловым, и они оба вернулись в КХЛ.
Этим летом из «Нэшвилл Предаторз» также ушел младший брат Костицына Сергей.
В основном вернувшиеся в КХЛ игроки поступали так, потому что не могли приспособиться к НХЛ - иногда из-за разницы в стилях игры, иногда по культурным причинам.
Ковальчук – это другой случай. Он мог адаптироваться – и успешно это делал.
Ковальчук был первым общим номером на драфте 2001 года. Он набрал 816 очков за 816 игр в регулярных сезонах, сыгранных за «Дьяволов и «Атланта Трэшерз». Он отлично владеет английским и не раз интересно и остроумно высказывался на темы, не относящиеся к хоккею.
Поэтому, имеет смысл поверить ему в том, что его решение было не минутным порывом, а шагом, который он давно обдумывал – «со времен локаута и проведенного в России года». По его словам, Ламорелло знал о его желании вернуться в Россию и жить там вместе с семьей.
Читайте также: Конгрессмены в США призвали не играть в хоккей в Минске
Уход Ковальчука обойдется «Дьяволам» в скромные 250 000 долларов в год, которые им придется платить в виде штрафа за нарушение правила о потолке зарплат до конца сезона 2024-2025 годов. Однако те, кто думает, что Ковальчук просто взял деньги и сбежал, плохо понимают финансовую сторону дела.
Первый период его контракта не был излишне щедрым. Ковальчук за каждый из первых двух годов заработал по 6 миллионов долларов, и лишь в этом сезоне – 11 миллионов долларов.
Главные выплаты только предстояли в будущем – еще два года по 11,3 миллиона, год с 11,6 миллиона, год с 11,8 миллиона, еще один с 10 миллионами. Затем суммы должны были начать снижаться – 7 миллионов, 6 миллионов и, наконец, в общей сложности 10 миллионов за последние пять лет.
Никто не ожидал, что Ковальчук останется до конца, но никто и не думал, что он уйдет так рано. Это в очередной раз подчеркивает, что КХЛ, возможно, превращается в новую ВХА и что НХЛ придется еще осторожнее относиться к набору российских игроков и к вложению в них средств и сил.
Возможно, клубы сочтут слишком рискованным тратить время, деньги и усилия на хоккеистов, которые могут уйти в разгар карьеры. Хотя уход Ковальчука вполне можно понять, он способен изменить ситуацию в профессиональном хоккее на двух континентах.
Цифры
Ковальчук заработал 132 183 доллара за каждое из 174 набранных им очков.
Или 291 129 долларов за каждый из 79 забитых им голов.
Или 117 948 долларов за каждый из 195 сыгранных им матчей.