Интерес турецкой печати вызвала тема энергетического сотрудничества России и Турции, прежде всего в связи с возвратом Министерством охраны окружающей среды и градостроительства Турции представленного 9 июля компанией Akkuyu NGS (принадлежащей ОАО «Концерн Росэнергоатом») отчета об оценке воздействия строительства АЭС в Мерсине на окружающую среду (Radikal, 31.07, Vatan, 1.08 ). Сообщалось, что отчет нуждается в исправлении, и он не был принят в силу наличия несоответствий (Vatan, 1.08 ). Согласно заявлению министерства, проблема заключается не в мерах безопасности при землетрясении, как, в частности, предположило издание Worldtribune.com, а в необходимости уточнения определенных технических вопросов. Задержка с утверждением министерством отчета, отмечает Vatan (1.08), чревата отсрочкой начала строительства АЭС. Ссылаясь на российские СМИ, издания также сообщали, что во избежание нарушения графика «Росатом» намерен представить исправленный отчет не позднее 15 августа. По мнению главы Палаты электроинженеров Дженгиза Гельташа (Hürriyet, 2.08), возвращенный отчет об АЭС в Мерсине – явный пример отсутствия плана и программы процесса строительства, кроме того тот факт, что Россия обладает 100% акций в этом проекте, не позволяет Турции в полной мере воспользоваться своим правом голоса.
В период, когда в Индии, России, Турции ведется подготовка к строительству новых АЭС, позицию развитых стран в этой области можно охарактеризовать как своего рода «отступление», полагает Hürriyet (2.08). Большинство экспертов в первую очередь волнует вопрос безопасности и стоимости возведения АЭС. По мнению директора Центра экономических и внешнеполитических исследований Синана Ульгена, стоимость планируемого при сотрудничестве с Россией создания и эксплуатации первой АЭС в Аккую не ляжет тяжким бременем на Турцию, поскольку она исходит из расчета на перспективу потребления электроэнергии в этой стране, и, поэтому, увеличение расходов на атомную энергию не затронет турецких потребителей, по крайней мере, в средне- и долгосрочной перспективе. Между тем просчитать, какой будет стоимость потребления электроэнергии в аналогичный период из альтернативных источников (сланцевый газ, природный газ, нефть) практически невозможно. С позиции журналиста Financial Times Ника Батлера, в текущей ситуации наиболее дешевым вариантом выглядит природный газ, поскольку безопасное строительство и эксплуатация АЭС требуют существенно более высоких расходов. В этой связи выбор Турции ограничен с одной стороны дорогостоящей, но в итоге локально контролируемой АЭС, и более дешевым, но импортируемым природным газом. Между тем, в дальнейшем Турция может использовать и собственный сланцевый газ, запасы которого на данный момент не установлены.
Milliyet (2.08) сообщает о подписании российским металлургическим гигантом «Мечел» соглашения с турецкой промышленной группой Yıldırım Group, согласно которому турецкая компания приобретает горно-обогатительный комбинат «Восход» в Казахстане и Тихвинский ферросплавный завод в России. Сумма сделки составила 425 миллионов долларов. Отмечается, что средства, которые получит российская компания, будут направлены на сокращение долговой нагрузки «Мечел», которая превысила 9 миллиардов долларов. Разведанные запасы хромовой руды месторождения «Восход» оцениваются в 21 миллион тонн, между тем, Тихвинский ферросплавный завод ежегодно производит 120 тысяч тонн высокоуглеродистого феррохрома. Сообщается, что крупнейшая по добыче хромовой руды компания в Турции Yıldırım Holding осуществляет деятельность в таких областях, как химические удобрения, уголь, энергетика, портовый менеджмент, навигация. Издание приводит заявление председателя правления Yıldırım Group Йюкселя Йылдырыма, согласно которому благодаря этой сделке при производстве высокоуглеродистого феррохрома в Турции, Швеции и России, холдинг выходит на мощность – 520 тысяч тонн и становится единственным мировым игроком, производящим высокоуглеродистый феррохром в трех различных странах мира и преследующим целью предотвратить политические, экономические и иные риски для долгосрочных потребителей нержавеющей стали.
Продолжая следить за событиями вокруг Сирии, пресса цитировала председателя комитета ГД РФ по международным отношениям Алексея Пушкова о том, что планы Запада по свержению сирийского президента Башара Асада с помощью «Аль-Каиды» и других радикальных групп, а также передаче власти «умеренным» силам в Сирии могут не состояться (Olay, 31.07). Как отмечает Zaman (30.07), ссылаясь на заявление МИД РФ, Москва призвала стороны конфликта в Сирии к прекращению насилия, резко отреагировав на убийство боевиками «Фронта ан-Нусра» 150 сторонников сирийского правительства в населенном пункте Хан Аль-Ассаль. Комментируя позицию России по сирийскому вопросу, директор Центра ближневосточных исследований Хасан Канболат (Türkiye, 1.08) отмечает, что основной элемент политики США, ЕС и России на Ближнем Востоке – безопасность Израиля, при этом в результате событий в Сирии Россия стала «основным апологетом» политики Израиля на Ближнем Востоке.
Вслед за ведущими мировыми СМИ турецкая пресса проявила активный интерес к сообщениям о выходе Эдварда Сноудена из «40-дневного заточения» в московском аэропорту «Шереметьево» (Sabah, 2.08), получения временного политического убежища в России и официальное разрешение на пребывание на российской территории. Издания напоминали заявление Владимира Путина о том, что Сноуден может остаться в России при условии отказа от деятельности, способной нанести вред США (Zaman, 2.08), и в этой связи отмечали негативную реакцию Америки на предоставление беглому агенту убежища. Akşam (2.08) приводит заявление пресс-секретаря Белого дома Джея Карни, согласно которому Вашингтон «разочарован» действиями России, наносящими вред многолетнему сотрудничеству России и США в области безопасности.
Hürriyet (1.08) со ссылкой на информационное агентство «Росбалт» отмечает, что США с помощью Турции претворяют в жизнь планы по созданию «османской ПРО» в Средней Азии, исходя из принципа о том, что «тот, кто контролирует Киргизию, контролирует регион». Согласно грузинскому дипломату Гамлету Чипашвили, закрыв американскую базу в Манасе, киргизский президент Алмазбек Атамбаев может впоследствии сдать эту базу в аренду Турции. При этом в прессу уже просочилась информация о планах по размещению в Манасе комплекса ПРО, который будет из Киргизии контролировать весь регион Средней Азии. Отмечается, что Средняя Азия – зона ожесточенной конкуренции Китая, России, США, Индии, Турции, Ирана, где, с одной стороны, Россия утрачивает свое влияние, а с другой идет развитие турецко-американского союза.
Bugün (1.08) информирует о встрече президентов России и Таджикистана в Москве, на которой, как отмечает издание, были обсуждены политические, торговые отношения, военное сотрудничество государств, а также культурные и социальные вопросы. Обращается внимание на заявление Владимира Путина о том, что Россия – торговый партнер Таджикистана номер один, и Россия заняла первое место по объему накопленных инвестиций в Таджикистане.
В Россию стекаются потоки нелегальной трудовой миграции, констатируют Yeni Mesaj (2.08) и Olay (30.07), сообщая, что по официальным данным ФМС России количество трудовых нелегалов в стране превысило 3,5 миллиона, 90% которых прибывают из таких стран СНГ, как Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Как отмечает газета, судя по возрастающему экономическому потенциалу и условиям на рынке труда, Россия и прежде всего Москва – привлекательный центр для граждан государств на постсоветском пространстве.
Полторы тысячи черкесов вернулись на свою историческую родину, пишет Star (1.08) со ссылкой на «ИТАР-ТАСС», информируя о встрече главы республики Адыгея Аслана Тхакушинова и вернувшихся в регион преимущественно из Сирии представителей адыгской диаспоры. Отмечается, что возвращение черкесов из Турции и других стран в Россию началось в 1990-х годах. Издание также приводит заявление председателя комитета ГД РФ по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева, который в январе текущего года предложил российское гражданство всем проживающим в Турции, Сирии и других государствах черкесам.