Исчезновение могилы художника-авангардиста Казимира Малевича – это аллегория жестокой истории современной России. Малевич, рожденный в 1879-м году, был похоронен в 1935-м под дубом в московском пригороде. В Советском Союзе создавали колхозы, проводили индустриализацию, прошли через войну и холодную войну, а его деревенская могила оказалась забытой. Указатель исчез, как и дуб.
Недавно могила Малевича была найдена в ходе строительства квартир в московском пригороде, Немчиновке, где его и похоронили. Там установят мемориальную доску. Одна из местных школ будет названа в его честь.
Исчезновение и долгий процесс признания могилы Малевича – это удивительным образом подходящая и нелегкая судьба для человека, который создал самое странное произведение искусства XX века.
Если черный – это цвет смерти, то Малевич изобразил самые жуткие перспективы современного искусства: его «Черный квардрат», как и предполагается в названии, это темнота, обрамленная белым на квадратном холсте. Малевич написал свой «Черный квадрат» в 1915-м году, и он до сих пор жив, потрескавшийся и обветшалый, с элементами белого, проглядывающими сквозь раскалывающуюся темноту. Этим произведением Малевич хотел изобразить «лицо нового искусства». «Черный квадрат» - это одно из самых радикальных выражений современного искусства, сведение его к абсолютному нулю, из которого будет рождено нечто новое. Глядя на него, нельзя забыть, что в момент создания этого жуткого объекта Россия была на грани революции. Этот образ полон дурных предзнаменований и угроз, как будто скоро произойдет что-то серьезное – как будто миру скоро придет конец.
Оказалось, что в России XX века заканчивалась эпоха за эпохой. Удивительно проницательным кажется то, что Малевич, который пытался убедить Советский Союз перенять его апокалиптичный «суперматизм» в качестве официального искусства, был так грубо вычеркнут после своей смерти. Его судьба, как кажется, была предсказана самым известным его произведением.
Черный квадрат мрачно взирает на жизнь. Кажется, что он высасывает энергию и создает жуткое безмолвие. В романе Достоевского «Идиот» один из героев смотрит на картину Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» и говорит, что она могла бы уничтожить чью-нибудь религиозную веру. Малевич изобразил пустоту, которая может убить вашу веру в историю, прогресс, искусство.
Он явно заслуживает своего памятника, однако, возможно, школа, названная в его честь – это чересчур для московских детей.