Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выгодно ли принимать Олимпийские игры?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все научные исследования, посвященные оценке экономической прибыли и убытков от проведения Олимпийских игр, показывают, что положительный эффект Олимпиады гораздо ниже издержек. Экономический эффект Олимпийских игр, по сути, прямо связан с уровнем социально-экономического развития страны-организатора.

Все научные исследования, посвященные оценке экономической прибыли и убытков от проведения Олимпийских игр, показывают, что положительный эффект Олимпиады гораздо ниже издержек.

Согласно результатам исследований, экономический эффект Олимпийских игр, по сути, прямо связан с уровнем социально-экономического развития страны-организатора. Высокие издержки в развитых экономиках влекут за собой существенные расходы, при этом более низкие издержки в странах с менее развитой экономикой могут потребовать сравнительно невысоких расходов. Что касается прибыли от проведения этого мероприятия, высокие стандарты в развитых экономиках способствуют превышению доходов над затратами, однако оставаться в плюсе для других стран бывает весьма затруднительно.

Если в стране высокий уровень безработицы и наблюдается существенный экономический спад, то достаточно высока вероятность того, что расходы на Олимпийские игры послужат поводом для экономического подъема в этой стране. При этом в дальнейшем города, которые благодаря Олимпиаде изменяют свою инфраструктуру и лицо, способны приобрести серьезное конкурентное преимущество, например, в сфере туризма, как это наблюдалось после Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году.

Причина предложения кандидатуры Мадрида

Если учесть проблемы и затруднения, которые сегодня испытывает экономика Испании, можно предположить, что именно это обстоятельство лежит в основе решения испанских властей представить Мадрид в качестве кандидата на проведение Олимпийских игр.

Читайте также: Олимпийский дух сегодня

Однако, если обратиться к олимпийской истории, будь то игры в Монреале (1972) (так в тексте, на самом деле 1976 год - прим. ред.), Атланте (1996), Сеуле (1988), Сиднее (2000), Афинах (2004) или Пекине (2008), очевидно, экономический убыток страны-организатора практически всегда гораздо выше приобретенной ею выгоды.

Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр в Москве


Баланс «проблема - благо»

Проведенные исследования показывают, что финансовые проблемы организации Олимпийских игр зачастую довлеют над создаваемыми ими благами. Расходуемые на игры огромные суммы в целом не обеспечивают конкретный краткосрочный вклад в экономику принимающей страны. Высокие издержки со временем могут еще более обострить негативные экономические последствия и привести к целой цепочке негативных реакций, если вспомнить, к примеру, Афины. В этой связи намерение страны провести Олимпиаду - не столько экономическое, сколько политическое решение.

Долгосрочные эффекты благоприятны

Предполагается, что в долгосрочной перспективе Олимпийские игры оказывают позитивное воздействие на доходы презентуемых городов и стран в области туризма и инвестиций. Исследования, проведенные после игр в Пекине (2008) и Барселоне (1992), указывают на существенный финансовый вклад именно в этом смысле.

Другой важный эффект состоит в том, что большое количество новых спортивных объектов остается доступным для граждан страны-организатора. Эти объекты, как и многочисленные инфраструктурные проекты, улучшают условия жизни людей, повышают привлекательность города-устроителя, приводят к росту цен на недвижимость. В частности среди экономических последствий проведения Олимпиады - постепенное повышение курса национальной валюты. Наблюдается такая тенденция: страны, принимавшие Олимпийские игры, после их организации демонстрировали заметный подъем на мировых биржах.

Также по теме: Что осталось от Олимпийского волшебства?

Повторимся, превратить все социально-экономические выгоды (и убытки) в цифры непросто. Однако помимо экономической составляющей события в качестве неоспоримых фактов выступают следующие: обеспечение долгосрочных социальных преимуществ, например, стимулирование молодого населения к занятию спортом, становление спортивной страной, а также выработка стратегии извлечения из этого процесса прибыли в финансово-экономическом смысле.

Необходима коренная переоценка

Турция приняла решение и в пятый раз подала заявку на проведение Олимпийских игр. Как мы полагаем, по сравнению с другими городами-кандидатами, шансы Турции не высоки. Если все же Международный олимпийский комитет сделает свой выбор в пользу Стамбула, это повлечет за собой необходимость коренного пересмотра преследуемой стратегии.

Несмотря на то, что, по заявлениям некоторых официальных лиц, Стамбул не нуждается в дополнительных инвестициях и для завершения подготовки Стамбула к Олимпийским играм 2020 года не потребуется более 2 - 2,5 миллиарда евро, на брифинге с участием членов МОК в Лозанне вице-премьер Али Бабаджан заявил о необходимости 19,4 миллиарда долларов. Это показывает, что для проведения данного спортивного мероприятия следует сделать еще очень многое.

В случае получения Турцией, входящей в двадцатку крупнейших экономик мира, права на проведение этого спортивного мероприятия, наряду с балансом непосредственных доходов и расходов следует сосредоточиться на разработке программы, которая позволила бы максимально воспользоваться опосредованными и долгосрочными социально-экономическими благоприятными эффектами. Необходимо создание дорожной карты, способствующей тому, чтобы эти игры выполнили функцию «трамплина» в процессе становления Турцией спортивной страной, и вносящей вклад в подготовку стратегического плана социально-экономического и спортивного развития на перспективу.

Дневник репортера отъезд из Лондона в Москву


Читайте также: Немецкая торговля уже выиграла чемпионат

Только в этом случае можно обратить последствия Олимпийских игр в нашу пользу и мобилизовать весь имеющийся у нас потенциал, чтобы укрепить имидж Стамбула и Турции на международной арене в области спортивной инфраструктуры, строительства объектов, туризма, культуры, а также достижения спортивных успехов.

Эффекты проведения Олимпийских игр носят как позитивный, так и негативный характер. Ниже приведен ряд подобных запоминающихся экономических эффектов:

– Погашение долгов после проведения игр в Монреале (1976) продолжалось 30 лет.

– В течение 4 - 5 лет после Олимпиады 1984 года цены на недвижимость в Лос-Анджелесе выросли на 5-10% сильнее, чем в близлежащих регионах.

– После 1992 года в Барселоне был зафиксирован рост доходов от туризма и объемов инвестиций.

– В экономическом анализе, проведенном спустя 7 лет после Олимпийских игр в Сиднее (2000), было установлено, что убыток для экономики Австралии составил 2 миллиарда долларов.

– Издержки Олимпийских игр в Афинах (2004), изначально предполагаемые в размере 4,5 миллиарда евро, в конечном счете, достигли 8,9 миллиарда.

– Высокие расходы китайских властей на проведение Олимпийских игр в Пекине (2008), которые составили около 38 миллиардов долларов, вызвали бурную критику со стороны общественности.

– Финансовый портрет Олимпиады в Лондоне (2012) с расходами порядка 19 миллиардов долларов не обеспечил ожидаемого в краткосрочной перспективе прогресса в британской экономике.