Гражданская война в Сирии стоила жизни боле ста тысячам человек. Наряду с применением противоборствующими сторонами фосфорных бомб и напалма появилась информация об использовании химического оружия. Возникает вопрос: почему так затягивается начало проведения международной военной операции против Дамаска?
На первый, наивный взгляд можно подумать, что операция задерживается, так как Запад не хочет повторять прошлых ошибок, которые были совершены в ходе войны против Ирака. Кроме того, западные страны не хотят взвалить на свои плечи груз ответственности за гибель сирийцев.
Различные конспирологические теории мало подходят для Сирии и выглядят крайне неубедительно.
Мы часто слышим о том, что Сирия - это не Ливия, у нее нет больших запасов нефти и газа. Вместе с тем, как заявил изданию El Confidencial Усама Монахид (Osama Monahid) из ближневосточного международного Карнеги-центра, Сирия занимает четвертое место среди нефтегазодобывающих стран, в первую очередь, после того, как не ее территории норвежские специалисты разведали крупнейшие на планете месторождения газа.
В восточном бассейне Средиземного моря находятся крупнейшие запасы газа, которые привели к территориальному спору между тремя странами: Израилем, Ливаном и Сирией, утверждает эксперт. Он полагает, что пока США и Россия не достигнут соглашения об использовании энергетических ресурсов в Сирии, гражданская война в этой арабской стране будет продолжаться.
Почему бы и нет?
Вполне вероятно, что нынешняя война в Сирии напрямую связана с борьбой за контроль над газовыми месторождениями в восточной части Средиземного моря.
Обратите внимание на то, кто является союзниками и врагами Башара Асада.
Турция полностью стоит на стороне оппозиции и крайне заинтересована в падении режима Дамаска. Аналогичную позицию занимают США и Франция. Эти страны стремятся вновь занять ведущее место на Ближнем Востоке, взять под свой контроль Сирию, как это было сделано ранее с Ливией.
Проект США: трубопровод Nabucco
Чтобы понять, что происходит в Сирии и кто за этим стоит, следует вспомнить проект строительства газопровода Nabucco, предложенный Соединенными Штатами.
Учитывая сокращение мировых запасов нефти, газ стал основным источником энергии в XXI веке, кроме того, он не загрязняет окружающую среду. США ввязались в «гонку» за газ слишком поздно, так как к этому времени мировым лидером уже была Россия.
На протяжении длительного времени Вашингтон строил свою внешнюю политику в ближневосточном регионе на основе партнерства с нефтедобывающими странами, практически не оставляя места для Москвы. Россия в этой ситуации переключилась на газовую сферу с выходом на страны Центральной Азии и Китай.
Когда российский газовый гигант «Газпром» в 2009 году заявил о том, что он будет расширять свое присутствие в Европе и построит для этого Северный и Южный поток, то Вашингтон почувствовал, что «запахло жареным».
Северный поток был проложен по дну Балтийского моря. Южный поток пройдет по дну Черного моря из России в Болгарию.
США при поддержке Евросоюза, который хотел иметь альтернативные источники газа, объявили о строительстве альтернативного газопровода Nabucco. Учитывая, что Россия обладает самыми большими запасами газа и контролирует европейский газовый рынок, то в данной ситуации единственным поставщиком газа, который выходил за сферы влияния Москвы, оставалась Центральная Азия, в частности, Азербайджан. Поэтому было решено построить газопровод из Азербайджана в Турцию и далее в Болгарию, Чехию, Хорватию, Словению и Италию.
В 2012 году Северный поток стал работать на полную мощность, строительство Южного потока планируется завершить в 2015 году.
Между тем, проект Nabucco так еще и не увидел свет. Сначала США должны были запустить газопровод в 2014 году, затем работы по его вводу в эксплуатацию были перенесены на 2017 год.
Позиция Турции и ее трения с соседними странами сыграли не последнюю роль в переносе сроков реализации проекта Nabucco.
Арабская революция - поворотный момент
Москва и Вашингтон устремили свои взоры на Восточное Средиземноморье. Соединенные Штаты рассчитывали подключить Иран к газопроводному проекту Nabucco, а на территории Турции, в Эрзуруме, построить газовые хранилища.
Планировалось также увеличить объемы транспортировки природного газа из Египта в Иорданию, Израиль, Ливан и Сирия по трубопроводу Arab Gas Pipeline за счет его модернизации. Кроме того, в планы входило подключение этого газопровода к газовым хранилищам в Эрзуруме. Но «арабская весна» помешала заключению соглашения между Дамаском и Анкарой.
«Россия не намерена терять свое привилегированное положение в Сирии. Такая позиция Москвы обусловлена не только заключенными с Сирией военными контрактами и наличием на ее территории военной базы в порту Тартус. Главное заключается в том, что для Кремля очень важно сохранить контроль над энергетическими ресурсами сирийцев», - считает Бассам Лахуд (Bassam Lahoud), эксперт по геополитическим вопросам ливанского университета.
Именно по этой причине Россия и ее союзник Китай дважды накладывали вето на резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии. Недаром ведь говорится: «Кто контролирует Сирию, тот будет контролировать весь Ближний Восток».