Президент Обама сегодня прибыл на экономический саммит «большой двадцатки», где, как все надеются, он сможет достигнуть определенного прогресса в переговорах с российским президентом Владимиром Путиным по Сирии. Однако лично с Путиным Обама встречу проводить не будет – они планировали ее, однако Белый дом отменил переговоры после того, как Россия предоставила убежище разоблачителю АНБ Эдварду Сноудену. Поэтому миссия по смягчению позиции Путина в отношении Асада, являющейся серьезным препятствием для окончания войны, кажется, провалилась еще до своего начала.
Возможно, это и к лучшему. У России есть – или же она считает, что у нее есть – четыре важные причины поддержать Сирию. И они настолько важны для ее восприятия собственных интересов, не говоря уже о ее самовосприятии в качестве «раненой» великой державы, что Обама вряд ли смог бы изменить ее позицию.
Тот факт, что Россия все еще поддерживает Сирию, важен: Москва блокирует любые попытки Совбеза ООН принять меры, способные навредить сирийскому лидеру Башару Асаду. Это значит, что, согласно международным законам, практически любая ведомая США военная акция против Асада будет вне закона (как отмечают некоторые критики, международные нормы явно не выигрывают от того, что позволяют Москве диктовать свои условия). Учитывая, что первостепенная причина нападения на Сирию, согласно администрации Обамы, это выполнение законов в вопросе химичского оружия, России удалось не только воспрепятствовать любым международным попыткам принять меры против Сирии, но и навредить усилиям Обамы убедить свою страну в необходимости нанесения ударов.
Российская поддержка сирийского режима также включает в себя отправку большого количества оружия, что позволяет Асаду продолжать убивать мирных жителей и превращает внешнюю интервенцию в гораздо более сложную задачу, если, конечно, международное сообщество все же решится на вмешательство. И независимо от того, как вы относитесь к идее военной интервенции, нельзя отрицать, что пользуясь российской поддержкой, Асад будет менее склонен к переговорам или мирному соглашению, если он считает, что может победить.
Вот четыре важные причины, по которым Россия хочет защитить Асада. Их важность варьируется в зависимости от различных мнений, однако, скорее всего, все они для Путина гораздо важнее, чем любые предложения или угрозы Обамы:
1. У России в Сирии – военно-морская база, которая для страны является стратегически важной и единственной оставшейся за пределами бывшего Советского Союза.
2. В России все еще частично сохраняется менталитет холодной войны и ощущение национальной «небезопасности». Поэтому для нее и столь важен один из ее оставшихся военных альянсов.
3. Россия ненавидит идею «международной интервенции» в такие страны, как Сирия, потому что она воспринимает их как западный империализм в стиле холодной войны, в итоге представляющий угрозу для России.
4. Сирия – важное экспортное направление для российской оборонной индустрии, а России нужны деньги.
За исключением последнего пункта можно отметить, что все эти причины имеют отношение к холодной войне, которая все еще очень сильно влияет на российское восприятие своего места в мире и отношений со «страшным» Западом. Перефразировав Фолкнера, можно сказать, что прошлое в международных отношениях не умерло. Это даже не прошлое.