На прошлой неделе газета Guardian опубликовала статью, в которой рассказывается о рабских условиях на объектах строительства в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в Катаре. Газета Guardian сообщила о трагической гибели 44 рабочих-мигрантов из Непала, а также о невыносимых условиях жизни тысяч других рабочих, участвующих в подготовке Кубка мира 2022 года. И следует сказать, что британская газета вполне справедливо привлекла внимание мировой общественности к этому вопросу. Однако трудовые отношения — не единственная проблема в Катаре, и эта ближневосточная страна далека от того, чтобы быть исключением среди стран, принимающих у себя первенство мира по футболу. На самом деле все три места проведения следующих чемпионатов подвергаются критике в связи с вопросами о правах человека и неравенстве.
Вот несколько из наиболее вопиющих примеров.
Бразилия (2014)
На прошлой неделе проведенное правительством страны расследование работ по расширению международного аэропорта Гуарульос в Сан-Паулу — все работы должны быть закончены до открытия следующего Чемпионата мира — показало, что более 100 рабочих живут «в условиях, аналогичных рабским». По данным телекомпании Би-би-си, рабочим сначала пообещали ежемесячную зарплату в 625 долларов, а некоторые из них сами заплатили более 220 долларов для того, чтобы ее получить. Многие их них были вынуждены поселиться во временных лагерях недалеко от аэропорта, где они ожидали начала работ.
Местные власти заранее сообщили, что рассчитанный на 44,5 тысячи зрителей стадион Arena da Amazonia, на строительство которого планируется потратить 240 миллионов долларов, будет впоследствии использоваться как тюрьма.
Читайте также: ЧМ в России — триумф коррупции
Помимо проблем в области трудовых отношений возникает также вопрос о том, что делать с новой инфраструктурой после завершения Чемпионата мира в том случае, если операционные расходы и невысокая прибыль сделают бразильские стадионы нежизнеспособными, как это уже произошло с «Белыми слонами» (White Elephants) в Южной Африке. (Там правительство смогло вернуть лишь десятую часть инвестиций). И это при условии, что существует возможность поддерживать в нормальном состоянии футбольный стадион в условиях тропического климата, когда солнце способно повредить стальные конструкции и расплавить краску на сиденьях.
Подобного рода плохое планирование и чрезмерные затраты в очередной раз подчеркивают поразительные экономические диспропорции в бразильской экономике. Бразилия смогла быстро стать шестой экономикой в мире, тогда как ее система распределения богатства является одной из худших в мире, и это означает, что большую часть денег получают люди, находящиеся наверху социальной лестницы. В июне этого года в стране прошли протесты под лозунгом «Услуги, а не футбол», во время которых подверглось критике направление 13,3 миллиарда долларов на подготовку Чемпионата мира по футболу 2014 года, а также 18 миллиардов на подготовку Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году — особенно с учетом существующих в Бразилии проблем по таким важным вопросам, как здравоохранение, образование и политическая коррупция. В результате строительства стадионов происходит насильственное выселение людей из трущоб, а также повышаются цены на билеты, что затронет интересы болельщиков из бедных слоев общества и из рабочего класса, деньги которых позволяли раньше оставаться на плаву находящимся в сложном положении футбольным клубам.
Россия (2018)
Во многих отношениях зимние Олимпийские игры 2014 года в российском городе Сочи будут восприниматься как лакмусовая бумажка, позволяющая понять, каким будет отношение к международным спортсменам из группы ЛГБТ и к их сторонникам после принятия в стране жесткого антигейского закона. Если предыдущие материалы, опубликованные на сайте журнала Mother Jones, в какой-то мере отражают реальную картину, то результаты могут оказаться весьма тревожными.
Также по теме: Чемпионат мира по мошеничеству
Российский футбол также подвергается критике за его неспособность справиться с хулиганством и расизмом. В 2011 году в бразильского игрока Роберто Карлоса (Roberto Carlos) кто-то из зрителей бросил банан. Это произошло всего через несколько месяцев после того, как он стал выступать на футбольный клуб «Анжи» из Махачкалы. В 2012 году то же самое произошло с его одноклубником из Конго Кристофером Самба (Christopher Samba). За два года до этого Алексей Сорокин, бывший в то время генеральным директором Российского футбольного союза, защищал фанатов, нарисовавших на плакате банан для того, чтобы подразнить Питера Одемвингие (Peter Odemwingie). Сорокин утверждал, что слово «банан» — это советский сленг и в нем «нет ничего расистского». Сорокин возглавлял российский заявочный комитет, боровшийся за право проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, а в настоящее время он является генеральным директором местного Организационного комитета по проведению первенства мира 2018 года. По данным телекомпании Би-би-си, незадолго до того, как ФИФА выбрала Россию в качестве страны для проведения Кубка мира, Российский футбольный союз опубликовал меморандум и сообщил о создании веб-сайта для борьбы с расизмом. Следует отметить, что этот сайт еще не работает. А в 2012 году фанаты футбольного клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга написали открытое письмо, в котором они утверждали, что использование «темнокожих игроков» «вызывает лишь негативную реакцию», а футболисты-геи «недостойны нашего великого города».
Как и в случае с Олимпийскими играми в Сочи, непредвиденные расходы создают серьезные проблемы при подготовке Чемпионата мира по футболу 2018 года. Затраты на обновление транспортной системы, строительство и реконструкцию стадионов, а также на обеспечение бесперебойной работы инфраструктуры и на проведения самого чемпионата в настоящее время оцениваются в 20 миллиардов долларов, что в два раза больше первоначальной суммы. Что создает дополнительные проблемы? Проведение игр Чемпионата мира в таких удаленных городах, как Саранск, куда можно добраться только на вылетающем в ночное время турбовинтовом самолете, тогда как важнейшим достижением города является тот факт, что он был когда-то центром тюремной системы ГУЛАГа. Подобного рода затраты вместе с чеком на 50 миллиардов долларов, потраченных на подготовку Олимпийских игр, способны пробить значительную брешь в российской экономике с ее почти нулевым ростом.
Читайте также: Может ли Россия позволить себе принять чемпионат мира по футболу?
Катар (2022)
Отношение Катара к рабочим-мигрантам уже давно является проблемой. Еще до проведенного газетой Guardian расследования правозащитная организация Human Rights Watch привлекла внимание общественности к системе выездных виз Катара, а также к системе оказания дополнительной помощи при трудоустройстве (employment sponsorship). Обе они требуют поручительства со стороны резидента относительно квалификации рабочего и могут быть использованы для того, чтобы не позволить мигранту начать работу, найти жилье или даже уехать из страны. На строительстве многих объектов Чемпионата мира тысячи рабочих сообщили о конфискации паспортов и виз, о стесненных жилищных условиях (до 20 человек в одной комнате), а также о принудительном труде без пищи и воды в условиях дикой жары. (Не беспокойтесь, фанаты и игроки, организаторы предполагают установить для вас многочисленные системы кондиционирования воздуха.) Подобные условия привели к смерти 44 рабочих из Непала только в период с 4 июня по 8 августа.
В целом, исходя из существующих оценок, цена строительства всех объектов для проведения в Катаре Чемпионата мира по футболу, включая транспорт, систему кондиционирования и строительство целого нового города составит колоссальную сумму в 220 миллиардов долларов, что примерно в 1,3 раза больше ВВП этой страны. Нельзя отрицать, что, учитывая размеры Катара, у него большой ВВП, однако расходы Южной Америки в 2010 году были в 60 раз меньше. Дополнительная информация: самые богатые жители Катара зарабатывают в 13 раз больше, чем самые бедные.
Гомосексуальность также запрещена в Катаре, а иностранцев раньше в качестве наказания били плетьми, бросали в тюрьму или депортировали. С момента введения в действие законов шариата мусульмане Катара теоретически могут быть казнены за гомосексуализм. Три года назад президент ФИФА Зепп Блаттер (Sepp Blatter), отвечая на вопрос о том, что будут делать фанаты-геи в Катаре, заявил: «Они должны будут воздержаться от любой сексуальной активности». В настоящее время ФИФА, как сообщается, пытается заставить Россию и Катар ослабить агтигейские законы на время проведения Чемпионатов мира по футболу, однако они состоятся еще только через несколько лет, и поэтому решение по этому вопросу вряд ли будет принято в ближайшее время.
Между тем стали раздаваться требования о перенесении чемпионатов мира в другое место. Возможно, даже в Соединенные Штаты. К сожалению для американских футбольных болельщиков (и, возможно, для рабочих-мигрантов и фанатов-геев), мечта об изменении места проведения Кубка мира по футболу остается всего лишь мечтой.