Американский агент Эдвард Сноуден, который скрывается сейчас в России, выкрал в Агентстве национальной безопасности тысячи документов. Из опубликованных прессой материалов вырисовывается картина широкомасштабной прослушки друзей и врагов США. Как пишет The Washington Post, один из документов свидетельствует, что американцы шпионили за Россией с территории одного из государств-членов НАТО. Что это была за страна, издание не указывает.
Намекает ли визит Джона Керри (John Kerry) на то, что эта страна — Польша? Едет ли Госсекретарь США в Варшаву с миссией подготовки нашего политического руководства к землетрясению, которое произойдет в случае обнародования названия государства? Время покажет.
Тем временем глава МИД Польши Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) требует от американских властей ответа на вопрос, шпионили ли те за Польшей. Сикорский наивно верит, что Керри признается, однако в любом случае избиратели видят, что их политики борются за Польшу. Не обязательно быть политическим экспертом, достаточно помнить школьную программу, чтобы знать: у американцев нет друзей, хотя они и убеждают другие страны, что считают их друзьями. В свое время суть внешней политики США и Израиля хорошо объяснил Виктор Островский, израильский шпион и автор книги об израильской разведке, который описал дипломатические отношения американцев со всем остальным миром примерно так: я сижу рядом со своим другом, но не считаю его таковым. Насколько важным другом является для США Польша, свидетельствует число визитов американских Госсекретарей в нашу страну. Как сообщает Польское агентство печати (PAP), последний визит главы американской дипломатии состоялся в июле 2010 года (больше трех лет назад!), когда Краков в связи с празднованием 10-летия «Сообщества демократий» посетила Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). Действительно, архиважный повод (хотя, конечно, радовать нас должен каждый визит). Между тем доверенные источники сообщали, что приезд госпожи Клитон польским властям пришлось «вымаливать».
Читайте также: Почему Америка шпионит за своими союзниками
Как будет в этот раз? Сикорского заявил: «Мы чрезвычайно удовлетворены тем, что Польша оказалась единственной европейской страной в маршруте путешествия Госсекретаря США». Следует добавить, что Польша внесена в маршрут по странам Северной Африки и Ближнего Востока (включая Израиль). Доверие польской дипломатии и польских политиков к братьям с Запада с момента крушения коммунизма остается незрелым и порой перерастает в зависимость. После падения Москвы объектом наших притязаний стал Вашингтон (смотри выше о «чрезвычайной удовлетворенности»), Брюссель и Ватикан (поскольку мы верили, что все наши дела решит Иоанн Павел II). Множество действующих и бывших государственных мужей мирового масштаба говорили нам прямо: в политике не бывает дружбы, есть только выгода, и если ты умеешь считать, рассчитывай на себя. Наши политики повторяют эти слова, не понимая, что они на самом деле означают.
Какие у США интересы? Простые. Мы узнали о них благодаря обнародованным Сноуденом документам. Суть такова: нужно знать как можно больше о врагах и друзьях, а военные конфликты служат развитию экономики, и лучше всего, чтобы они были далеко от дома. Из оказавшихся в прессе сообщений следует, что американцы шпионили за Россией из соседнего государства-члена НАТО. Эта страна по-детски наивно позволила американским властям себя использовать. Плохо, если ее политики не знали об этом, но совсем катастрофически — если они знали, но рассчитывали на дружеские жесты.
Если принять, что Польша не имела ничего общего с американской слежкой за Россией, то требование объяснений совершенно уместно, и мы можем спать спокойно. Но если это не так, то Керри непременно уверит нас в американской дружбе и лояльности, а заодно пообещает, что это больше не повторится. В реальности это будет означать: мы хотим продолжать шпионить за вами, а с вашей неосознанной помощью — за всеми остальными.
В свое время министр Сикорский присутствовал на одном завтраке с экспертами и представителями СМИ. На заданный ему вопрос, почему Польша не закрепляет своего присутствия в Китае и не борется за свои интересы в этой стране, как США, Германия или даже Финляндия, глава МИД ответил, что мы с Китаем и США — в разных лигах. К сожалению, он был прав: мы — в любительской.