Если не принимать во внимание Россию, где у него сложился по большей части положительный образ, преемник Ленина на вершине государственной власти СССР Иосиф Джугашвили, он же Сталин, известен в первую очередь как параноидальный и кровавый диктатор. За редкими исключениями все биографии Сталина обходят стороной сложность этой исторической фигуры. Хотя никто и не пытается оспаривать бюрократическую жестокость «красного царя» и внушаемый им приближенным ужас, нужно сказать, что его о нетипичной харизме, писательских и поэтических талантах, любви к искусству, приверженности семейным ценностям, в некотором роде веселом нраве и любви к мальчишеским шуткам позабыли с той же скоростью, с какой советские пропагандисты убирали ото всюду фотографии попавших в опалу лидеров режима.
Британский историк Роберт Сервис (Robert Service), который прославился работами о Троцком и Ленине, выпустил десять лет назад книгу о Сталине, которую только сейчас перевели на французский язык. В ней автор ясным и... человечным языком описывает клубок противоречий, которые сопровождали всю жизнь диктатора. Со дня рождения в Грузии 6 декабря 1878 года до смерти в 1953 году вождь народов прошел стразу через несколько жизней благодаря своей уникальной способности уклоняться от смерти. Сыну насквозь пропитого сапожника Бесо чудом удалось справиться с оспой, а затем он стал вожаком банды хулиганов в городе Гори в центральной Грузии. Верующая и любящая мать хотела сделать его священником, он блестяще проявил себя в учебе и получил прекрасное образование.
Тем не менее, молодому Иосифу был близок кавказский дух мести, который выработал у него любовь к насилию и мятежу. Он без каких-либо объяснений ушел из семинарии, принял марксистскую идеологию и одно время занимался грабежами банков для большевистской партии. Он быстро вошел в ближний круг Владимира Ильича Ульянова и в 1917 году стал грозным и скорым на расправу красным комиссаром. Хотя соперники и были о нем невысокого мнения, он оказался тонким политиком и к удивлению для всех вышел победителем из начавшейся после кончины Ленина борьбы за советский «престол». На его счету были коллективизация земель, раскулачивание деревень, масштабные чистки, а также страшный голод и форсированная индустриализация страны.
Сталин не терпел подхалимов, и ему был не чужд некоторый антисемитизм. Он за неимением лучшего решения пошел на сделку со своим злейшим врагом Гитлером, однако затем стал «человеком года» по версии Time и творцом победы над нацизмом, за которую его стране и народу пришлось заплатить высокую цену. Тем не менее, Роберт Сервис заходит в своем анализе дальше. Он не просто рассматривает личность готового устранить всех потенциальных соперников диктатора, а обращает внимание на его окружение, подчеркивает значимость среды и вес унаследованной им тоталитарной системы, которая (по крайней мере в 1930-х годах) ограничивала масштабы его власти.
Читайте также: Холодная война и морской шпионаж - стратегия Сталина
Два верных исполнителя
Преданность ключевых фигур сыграла решающую роль в правлении Сталина. В их число вошел и Лаврентий Берия, глава советской политической полиции с 1938 года. Как и вождь, этот грузин был выходцем из беднейших слоев населения. Историк Жан-Жак Мари (Jean-Jacques Marie) посвятил ему прекрасно документированную биографию, которая стала первым серьезным исследованием с 1978 года. В ней он отмечает, что этот преступник и убийца, который с редкостным рвением бросился строить «архипелаг ГУЛАГ», обладал в то же время и завидным политическим чутьем.
Его пугающие наклонности никак не отразились на головокружительной карьере, которой настал столь же быстрый конец после кончины Сталина (признаки его падения стали очевидны с арестом супруги). Дальновидный Берия понимал, что у Советского Союза не получится долго продержаться в условиях репрессивной тоталитарной системы. Его стремление к реформам обернулось для него расстрелом по обвинению в вымышленном заговоре, которым он в прошлом сам не раз пользовался в борьбе с реальными или предполагаемыми противниками. Биография Берии за авторством Франсуазы Том (Françoise Thom) иначе рассматривает некоторые моменты и в частности обстоятельства смерти.
Как и многие другие, маршал Жуков удивлялся радостному возбуждению, с которым Берия (его подозревали в отравлении вождя) готовил смену власти. Этот родившийся в 1986 году самоучка и великий венный прошел крещение огнем простым солдатом и поднялся по всем армейским ступеням, пока ему не удалось попасть в ближний сталинский круг после успехов в борьбе с японскими войсками в 1939 году. Тогда он стал командующим Красной армией.
Георгий Жуков был одним из тех немногих представителей властной верхушки, которые не боялись перечить вождю и заставить его принять их стратегию, как это было, например, когда немецким танкам оставалось всего порядка 20 километров до центра Москвы. Посвященная ему книга Жана Лопеза (Jean Lopez) и Лаши Отхмезури (Lasha Otkhmezuri) написана изящным слогом и позволяет по-новому взглянуть на царскую Россию, СССР и первые 30 лет холодной войны.
Однако вполне логично, что центральное место отводится Жукову во время Второй мировой войны. Авторы явно увлечены этой темой, и им свойственно несколько переоценивать его значимость (он сыграл важную, но не решающую роль). Его образ контрастирует с образом Сталина, который представлен в книге классическим жестоким диктатором и пытался обеспечить себе контроль над армией с помощью тесно привязанных к номенклатуре маршалов. Как бы то ни было, книга ломает хребет нескольким живучим легендам (например, мифе об учебе Жукова в Германии) и показывает то, как его действия были точно рассчитаны во время войны, когда в буквальном смысле каждые две секунды гиб советский солдат, и сыграли большую роль после ее окончания (он продолжил формировать гигантский военный аппарат).
Также по теме: Он был личным врагом Сталина
План «Барбаросса»
Для всех этих людей, в том числе и Сталина, Великая отечественная война, которая началась 22 июня 1941 года с вторжением на советскую территорию 210 нацистских дивизий, стала самым значимым и поворотным моментом. Опираясь на колоссальную библиографию и широчайшие многонациональные архивные фонды, Николя Бернар (Nicolas Bernard) предлагает весьма тонкое прочтение конфликта и обстоятельно описывает многие его аспекты. В частности он опровергает теорию о том, что операция «Барбаросса» была сорвана необходимостью оказать Муссолини поддержку в Греции: туда ушло лишь 3% бронетехники, которая должна была быть задействованной во вторжении в СССР.
Николя Бернару чуждо въевшееся неприятие к коммунизму, которое нередко подталкивает людей к тому, чтобы поставить на один уровень Гитлера и Сталина. Он подробно расписывает закулисные дипломатические обстоятельства подписания советско-немецкого пакта и (по большей части малоизвестные) экономические аспекты ситуации, которые сыграли определяющую роль в стратегии Гитлера. Он убедительно доказывает, что наступление на Сталинград вовсе не было прихотью Фюрера: продвижение нацистов к нефтяным ресурсам Баку могло оказаться под угрозой из-за присутствия врагов на флангах.
Далее историк меняет фокус внимания и рассматривает судьбу простых солдат и мирных жителей, которые оказались между молотом жажды завоеваний Гитлера и наковальней стремления вождя самому перейти в наступление. Его работа представляет собой прекрасный образец военной истории: Николя Бернар объясняет особую природу столкновения немецкой (блицкриг с примесью расистского презрения к низшей расе) и советской военной доктрины, в которой упор неизменно делался на наступлении.
Талант рассказчика делает как никогда увлекательным описание перемещения войск, которые напоминают шахматную партию с чудовищно высокими ставками: Советский Союз потерял 27 миллионов человек, практически столько же людей остались без жилья, 18 миллионов получили ранения и увечья, не говоря уже о страшных разрушениях. Но Сталин и его сторонники вышли победителями, построив на руинах небывалую по силе державу.