За месяц до начала Олимпиады в Сочи мы публикуем серию статей, посвященных легендарным немецким чемпионам. И наша первая героиня - знаменитая фигуристка, выступавшая за ГДР.
«Каждый день я семенила в компании своих подружек из детсада на каток и знала: это мое - кататься и делать прыжки, когда другие смотрят на тебя. Я хочу именно этого. И я точно знаю, что могу это делать», - написала Катарина Витт (Katarina Witt) в своей автобиографии «Мои годы между обязательной и произвольной программой», изданной в 1994 году.
Ранний успех
Катарина Витт родилась 3 декабря 1965 года под Берлином. Первые шаги в фигурном катании она сделала в пять лет в спортивной школе города Карл-Маркс-Штадт (нынешний Хемниц). Там на нее обратила внимание знаменитый тренер Ютта Мюллер (Jutta Müller). Она быстро распознала в маленькой девочке будущую чемпионку.
Первого крупного успеха Витт добилась в 1983 году на чемпионате Европы в Дортмунде, а год спустя она стала чемпионкой Олимпийских игр в Сараево. Можно смело сказать, что в 1980-х годах в женском фигурном катании Катарине Витт не было равных. С 1983 по1988 год она была чемпионкой Европы, четыре раза поднималась на верхнюю ступеньку пьедестала почета на чемпионатах мира, а в 1988 году в Калгари во второй раз стала олимпийской чемпионкой.
Социализм или капитализм?
Вместе со славой в жизнь спортсменки вошли все помпезные атрибуты «официального» спорта, который в ГДР всегда был неотделим от политики. Катарине Витт часто приходилось фотографироваться с членами политбюро, быть участницей съездов и других официальных церемоний. Делала она это крайне неохотно, поскольку принадлежала уже к новому поколению восточногерманской молодежи - свободному и ориентированному на демократические ценности.
После Олимпийских игр в Калгари в 1988 году окончательно стало понятно, что «красивая внучка дедушки Маркса» превратилась в общегерманского спортивного кумира, которому одинаково поклонялись как в ГДР, так и в ФРГ. Она разрушила Берлинскую стену, существовавшую в сознании западных и восточных немцев.
Катарина Витт пользовалась свободой передвижения, обусловленной ее работой. В ноябре 1988 года Витт решила расстаться со спортивной карьерой и нарушила одно из главных табу «социалистического спорта», заключив контракт с американским балетом на льду Holiday on Ice. Тем самым она сделала еще один шаг в направлении шоу-бизнеса, от которого после падения Берлинской стены станет неотделима. В ГДР ее участие в американском шоу стало сенсацией. Успех Катарины как профессиональной фигуристки превзошел все ожидания.
После Стены
Благодаря изменившимся правилам, в 1994 году она вернулась в большой спорт и приняла участие в зимних Олимпийских Играх в Лиллехаммере. И хотя там ей не удалось в третий раз завоевать чемпионский титул (она заняла седьмое место), поклонники Катарины порадовались ее выступлению.
В 1998 году Витт снялась обнаженной для Playboy. Этот номер стал одним из самых успешных за всю историю существования мужского журнала. Лишь только два раза его тираж расходился полностью, до единого экземпляра: когда на обложке был портрет Мэрилин Монро и когда в журнале были опубликованы фотографии Катарины Витт.
От «самого красивого лица социализма» до «козы СЕПГ»
Долгие годы ГДР купалась в лучах славы и спортивных успехов фигуристки. И не только: ледовая принцесса пополняла и государственную казну, отдавая 80 процентов своей выручки. При этом любимица функционеров пользовалась некоторыми привилегиями: подаренные ей государством автомобиль и посудомоечная машина стали причиной многочисленных упреков, предъявленных фигуристке соотечественниками после мирной революции в ГДР. После падения Берлинской стены Катарина Витт стала объектом резкой критики. Если раньше СМИ величали ее не иначе как «самым красивым лицом социализма», то теперь бульварная пресса прозвала фигуристку «козой СЕПГ».
С 1992 года в прессе появились обвинения в том, что спортсменка работала на службы госбезопасности ГДР. Витт добивается судебного решения о прекращении муссирования рядом издательств подобных слухов. В 2001 году она обратилась в берлинский суд в попытке предотвратить публикацию секретного досье, заведенного на нее восточногерманской тайной полицией. Впоследствии фигуристка вынуждена была согласиться на это, но заявила, что подобная публикация является вторжением в ее личную жизнь.
Секретные материалы «штази», заведенные на Катарину Витт, свидетельствуют, что с 1973 года за ней велось непрерывное наблюдение. Часть досье теперь доступна общественности. Содержание этих документов стало шоком и для самой спортсменки. «О некоторых вещах я предпочла бы никогда не узнать. Я не была доносчицей, как не была и участницей движения сопротивления», - написала Витт в автобиографии.
Вне катка
Она снималась в кино- и телефильмах, играя либо саму себя, либо спортсменок с похожей судьбой, стала ведущей нескольких популярных телевизионных шоу, включая аналог российского «Ледникового периода», разработала серию ювелирных украшений, названную именем чемпионки. В 2005 году фигуристка создала благотворительный фонд Katarina Witt Stiftung. В его задачи входит помощь детям, проживающим в регионах, пострадавших от стихийных бедствий, поддержка детей-инвалидов и многое другое.
Катарина Витт активно лоббировала кандидатуру Мюнхена в качестве столицы проведения зимних Олимпийских игр 2018 года, официально представляя город на различного рода мероприятиях. Но, как теперь уже известно, данное предприятие успехом не увенчалось. Против проведения Олимпиады в их городе выступили сами мюнхенцы, а соревнования в итоге пройдут в южнокорейском Пхенчхане.
О личной жизни Катарины Витт всегда ходило множество слухов. Ей даже приписывали роман с Эрихом Хонеккером (Erich Honecker), государственным лидером ГДР. Замужем она никогда не была, детей у нее нет. Среди более-менее «официальных» бойфрендов были замечены немецкие музыканты Инго Полиц (Ingo Politz) и Рольф Брэндель (Rolf Brendel), а также американские актеры Ричард Дин Андерсон и Дэнни Хьюстон.