В преддверии Олимпиады Россия стала излюбленной мишенью для критики, и это явно задевает Алекса Овечкина за живое.
Для поклонников хоккея он станет лицом своей страны на предстоящих в следующем месяце Зимних олимпийских играх. Его не раз называли величайшим хоккеистом в мире, что подтверждается тремя наградами, вручающимися самому ценному игроку Национальной хоккейной лиги.
Когда появились сомнения в том, позволит ли НХЛ своим хоккеистам поехать в Сочи, Овечкин открыто выразил недовольство и заявил, что будет играть в любом случае. Он ни в коем случае не собирался пропускать Олимпиаду на родине.
Поэтому неудивительно, что его спрашивают обо всем, что связано с Сочи, как бы он ни подчеркивал, что он – просто хоккеист, веселый 28-летний парень, обычно старающийся не высказываться о политике, экологии и социальных вопросах.
Несмотря на эту позицию, когда речь зашла о заблуждениях, которые существуют в отношении России, и о том, не хотел бы он их развеять, тон Овечкина стал серьезным. Критика его родной страны его явно тревожит.
«Честно говоря, мне не нравится слушать то, что люди говорят о России, – заявил Овечкин The Associated Press после тренировки в тренировочном центре «Вашингтон Кэпиталз». – Хотя многие говорят хорошие вещи, но многие отзываются о ней плохо».
В ответ на вопрос о том, что из услышанного задело его сильнее всего, он глубоко вздохнул и сказал: «Повторяю еще раз: я не хочу говорить об этом».
По его словам, если он выскажется по горячим темам — а это сейчас права геев, терроризм и российский президент Владимир Путин — «это будет навсегда». Его слова привлекут много внимания, и назад он их взять не сможет.
Тем не менее, одну вещь он все же подчеркнул, и в этом его поймут многие, независимо от гражданства.
«Я человек, который поддерживает свою страну, – сказал он. – Что было, то было, с этим ни я, ни вы уже ничего не сделаете».
На что Овечкин может повлиять – это на положение дел на льду, и он стремится привести свою страну на вершину олимпийского подиума. До распада Советского Союза советские хоккеисты господствовали на Играх десятилетиями. Последнее золото было взято Объединенной командой бывших советских республик в Альбервилле в 1992 году. Игроки НХЛ участвуют в Олимпиадах с 1998 года, и за все это время России ни разу не доставалось золотых медалей.
Четыре года назад в Ванкувере Россия проиграла со счетом 7-3 канадской сборной. Для Овечкина это стало трудным моментом. Он явно перенес случившееся тяжелее, чем любое из поражений «Кэпиталз».
«Не люблю проигрывать, – отметил он, - а особенно на больших турнирах, таких, как Кубок Стэнли, Олимпиада или Чемпионат мира. После этого пару дней у меня бывает подавленное настроение… Это плохо, но ничего не поделаешь».
«Нужно уметь забывать об этом и двигаться дальше».
На сей раз ожидания будут выше и их давление на команду будет сильнее. По словам Овечкина, на ежедневных тренировках с «Кэпиталз» он старается об этом не думать, но считает, что после начала Олимпиады такое давление пойдет сборной на пользу.
«Вероятно, для русских Олимпиада важнее, чем для спортсменов из других стран мира, – объяснил хоккеист. – Когда мы были детьми, мы все мечтали участвовать в Олимпиаде. А представлять нашу страну на Олимпиаде, которая пройдет в России, – это просто что-то потрясающее и невероятное. И это – наша сильная сторона. Не думаю, что у нас кто-то готов удовлетвориться простым участием в Играх. Наша цель – попытаться получить золотую медаль».
Трудно сказать, не отвлекает ли перспектива Сочи Овечкина от игры за «Кэпиталз». В этом сезоне он, как обычно, уверенно атакует и забил, по ситуации на воскресенье, уже 32 гола в 43 играх. Однако, с другой стороны, его показатель «плюс-минус» составляет минус 15 и сильно отстает от показателей прочих членов команды.
«Сказать по чести, я мало думаю о Сочи, – утверждает он. – Я делаю 100% того, что в моих силах, чтобы помочь “Кэпиталз” выиграть. А вот когда я сыграю последнюю игру перед Олимпиадой, тогда и буду концентрироваться на Сочи».
Это был, бесспорно, очень дипломатичный ответ, однако в полной мере свои дипломатические таланты Овечкин проявил, отвечая на вопрос о том, какой из двух ускользающих от него призов он больше хотел бы завоевать – кубок Стэнли или золотую медаль.
«И то, и другое», – улыбнулся он.