О том, что Чехия сильна на хоккейном льду, знают все. Но то, что Чехия в то же время - лидер в производстве хоккейных шайб, уже не так широко известно. Компания Gufex из Всетина поставляет шайбы на чемпионаты мира, но олимпийский турнир в Сочи, скорее всего, будет сыгран с шайбами фирмы Rubenа из Находа.
Наверное, вы удивитесь, но шайба шайбе рознь. Лучшие делают в небольшой фирме рядом с чешским Всетином. Эти шайбы не оставляют полос на бортах и ограждениях, и, как утверждает производитель, только эти шайбы не разбивают закаленное стекло даже на скорости 180 километров в час. Самый сильный бросок в мире принадлежит словацкому великану Здено Харе. От его удара шайба пролетает в ворота со скоростью 175,1 километра в час.
Семейное предприятие Gufex каждый год производит около миллиона таких шайб и продает их по всему миру, в том числе снабжает все главные мероприятия Международной федерации хоккея на льду. Однако на российском рынке у Gufex нет налаженных связей, и на Олимпиаде в Сочи в хоккей будут играть с другими шайбами.
«Производство резины — это алхимия. Достаточно добавить или убрать что-то в растворе, и шайба сразу же ведет себя совершенно иначе», — таинственно улыбается Михаэла Блажкова (Michaela Blažková) из Gufexu. Рецепт производства шайб она, конечно, не выдаст. «Может быть, с ними играют и в НХЛ, мы об этом не знаем. В Америку свои шайбы мы продаем только дилерам, с самими клубами мы переговоров не ведем», — говорит она.
Однако на Олимпиаде в Сочи не будут играть с шайбами, с которыми первыми сыграли хоккеисты Всетина. «Организаторы Олимпиады связывались с нами еще летом, у них был интерес. Мы отправили им прайс-лист, а потом связь оборвалась. Снова они отозвались только в декабре», — рассказывает Блажкова. У Gufex - сильное положение на рынке, в том числе благодаря тому, что фирма является официальным поставщиком шайб для таких мероприятий, как чемпионат мира. Конечно, шайбы поставляются для чемпионатов всех возрастных категорий.
«Русские из Сочи хотели получить от нас несколько шайб в качестве образца, но так и не смогли выслать нам графическую модель. Они хотели получить письменные гарантии с подписями, что их образец мы никому не покажем, и что эти шайбы больше никуда продавать не будем. Все продолжалось очень долго, переговоры завязли. В итоге мы отступили от этих планов. Этот заказ для нас с финансовой точки зрения интереса не представляет, более того — у нас даже нет желания пробиваться на российский рынок. В прошлом у нас с этим было много проблем, также в России сложно и дорого организовывать логистику. Один раз так получилось, что мы за большие деньги отправили семь упаковок, а пришло только пять», — рассказывает Блажкова.
Читайте также: Российская КХЛ - это хороший хоккей, но плохой бизнес
Чемпионат — это реклама, а не бизнес
Возможно, это звучит странно, но для фирм, которые производят хоккейные шайбы, такие крупные мероприятия, как Олимпиада или чемпионаты мира, не так важны. Здесь в большей степени речь идет о престиже и рекламе, за которую компания часто платит больше, чем получает за заказ от организаторов турниров. Фирма из Всетина в год производит до миллиона шайб, а на Олимпиаде потребуется едва 5 тысяч. На чемпионате мира — даже на тысячу меньше. В том числе поэтому теперь вполне вероятно, что уже со следующего года чешскими шайбами не будут играть даже на чемпионатах мира. Договор Международной федерации хоккея с Gufex спустя 14 лет подходит к концу, и у небольшой фирмы нет особого желания его продлевать.
«Я не могу сказать, будем ли мы рассматривать вопрос о продлении, договор для нас не выгоден. Он привлекает нас в связи с чемпионатом в Чешской Республике, но договор мы должны продлить на четыре года, для этого федерация должна предложить принципиально более выгодные для нас условия. В противном случае мы откажемся от международных мероприятий. Наш договор почти не менялся уже 14 лет. Шайбы мы поставляем практически бесплатно исключительно за рекламу. Но расходы на транспортировку и пошлины растут, и мы финансово уже не справляемся», — говорит, смирившись, Блажкова, которая возглавила фирму после отца, большого фаната всетинского хоккея.
«Ворованные» шайбы из Находа едут в Сочи
В Чехии у Gufex уже есть конкуренты. И хотя для фирмы Rubena из Находа производство шайб не является главным, Rubena тоже относится к мировым лидерам в этой сфере. Именно с ее шайбами, скорее всего, будет проходить турнир в Сочи. Правда, руководство компании до сих пор не знает, как русские получили их продукцию. «Осенью наш дилер продал в Россию около 100 тысяч наших шайб, а также машинку, которая наносит на них печать, чтобы можно было использовать свои собственные эмблемы. Это единственная возможность, которая приходит мне в голову», — утверждает директор специального производства в Rubena Михал Кубечек (Michal Kubeček). Но проблема в том, что русские, несмотря на надписи Czech Republic и Rubena, выдавленные на шайбах, назвали шайбы своими.
«С шайбой надо дружить. Это главный атрибут хоккея. А эта мне особенно нравится, потому что она - русская», — заявил президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк. «С этой шайбой мы голы получать не будем, а соперники — будут. Когда наши ударят и шайба полетит в стойку, она отлетит прямо в ворота», — добавляет он уверенно. В связи с «кражей шайбы» в фирме Rubenа сейчас довольно напряженная обстановка.
На вопрос по электронной почте от IHNED.cz о том, как шайбы попали к организаторам олимпийского турнира, отдел по связям с общественностью оргкомитета ответил следующим образом: «Производитель шайб — наш поставщик. Дальнейшую информацию о нем в настоящий момент мы сообщать не хотим». «Это один из официальных поставщиков игр?» — так звучал следующий вопрос. Ответ: «Нет».
Кубечек на все старается смотреть с оптимизмом. «С другой стороны, все компенсирует огромная реклама. Плохой договор всегда лучше хорошей войны», — комментирует он сложившуюся ситуацию. Если Gufex действительно не продлит договор с Международной федерацией хоккея и уйдет с международных мероприятий как основной поставщик, тогда шанс появится у конкурентов фирмы из Восточной Чехии. И Rubena хочет им воспользоваться.