Завтрашняя встреча российского президента Владимира Путина с лидерами Евросоюза в Брюсселе может стать самым холодным саммитом за последние 20 лет, поскольку стороны разошлись во взглядах на беспорядки на Украине.
Однако украинский кризис должен также напомнить о более масштабном недомогании шести стран Восточной Европы и Южного Кавказа, которые участвуют в программе восточноевропейского партнерства ЕС. Эти страны, создающие буфер между ЕС и Россией, оказались в подвешенном и полузабытом состоянии. Они намного беднее остальной Европы, и там налицо мощный конфликтный потенциал.
Гегемонистские привычки России, конечно же, создают существенные проблемы для этой группы стран, куда входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Но еще большим препятствием является их собственная неспособность сделать стратегический выбор и пойти по избранному пути.
Хорошая новость состоит в том, что Грузия и Молдавия решили пойти по европейскому пути, парафировав соглашение об ассоциации, от которого украинский президент Виктор Янукович в ноябре отказался. Его решение вызвало вспышку беспорядков, охвативших страну. Для ЕС вопрос заключается в том, хочет ли он оказывать значимое влияние на то, как будут развиваться его восточные соседи. Если хочет, он должен продемонстрировать более активную поддержку тому выбору, который сделали Грузия и Молдавия.
ЕС создал свой проект восточноевропейского партнерства для того, чтобы показать некоторые преимущества европейской интеграции заинтересованным бывшим советским государствам, не предлагая при этом членства в ЕС. Грузия и Молдавия лучше всех выполнили требования Евросоюза, и в Вильнюсе они парафировали соглашения об ассоциации, начав переговоры о торговом соглашении, которое обещает дать им привилегированный выход на единый европейской рынок.
Россия, которая методами запугивания помешала Армении и Украине подписать такое соглашение, сейчас начинает делать грозные предостережения Молдавии, пытаясь не дать ей подписать торговое соглашение с ЕС. В ответ некоторые политики в США и Европе призывают ЕС активнее действовать на поле геополитики и вступить в конфронтацию с Россией. Это было бы ошибкой. Путин не Леонид Брежнев, а его проект по созданию евразийской альтернативы ЕС далек от интриг и махинаций Советского Союза. Но если дело дойдет до тактики противодействия с применением санкций, торговых эмбарго и ценообразования на энергоресурсы в качестве политического оружия, то Россия всякий раз будет одерживать верх. Так, в Молдавии Россия может поднять цены на газ, может умело управлять местной коммунистической партией, а также сепаратистским районом Приднестровье, чтобы добиться своего.
Читайте также: Цель Грузии - быть лидером в деле интеграции в ЕС
Было бы также опрометчиво думать, что люди в этих странах хотят отвергнуть Россию. В России живут и работают сотни тысяч гастарбайтеров и натурализованных граждан из этих стран. Многие грузины, молдаване и украинцы хотят интеграции с ЕС, но не за счет разрыва обширных экономических и культурных связей с Россией.
Большинство грузин, например, приветствовали потепление в отношениях с Россией, которое началось после прихода к власти правительства «Грузинской мечты» в 2012 году и ухода в отставку ненавистного России бывшего президента Михаила Саакашвили. После семилетнего отсутствия на российском рынке снова появилось грузинское вино и продукция сельского хозяйства. Налаживается транспортное сообщение и линии связи. Но это все равно скорее холодное рукопожатие, нежели теплые объятия. Дипломатические отношения по-прежнему заморожены по причине продолжительного конфликта из-за территорий Абхазия и Южная Осетия. Но Европа должна поддерживать это начавшееся сближение, потому что оно выгодно для всего Кавказа.
Поэтому Евросоюзу не следует вести себя с Россией суровее (или мягче) из-за Грузии и Молдавии. Ему нужно оставить яростную риторику русским, а самому поддерживать отношения с Путиным на конкретной основе, подходя к каждому вопросу индивидуально. И ЕС должен вести себя умнее, чтобы выигрывать в споре об европейской интеграции на местах.
Вести такой спор и приводить аргументы будет очень сложно. Самую большую угрозу европейскому будущему Грузии представляет не российская армия, а лагерь доморощенных изоляционистов, пользующийся поддержкой значительной части православной церкви и видящий в Европе только признаки упадка и усиление гомосексуальности. ЕС должен отвечать на это более ясными и четкими заявлениями о том, за что он выступает. У него есть прекрасный продукт на продажу: мирная интеграция 28 европейских экономик, хотя ее зачастую затмевает собой малопонятный технический жаргон. Если чиновники из ЕС сумеют простым языком объяснить преимущества зоны свободной торговли для бизнеса и торговли в этих странах, в том числе, для работающих в них российских компаний, то половина дела будет сделана.
Пакет ЕС для Грузии и Молдавии состоит из букв «Д», «М» и «Р»: деньги, мобильность и рынки. Это означает ускорение процедур по оформлению виз, что облегчит грузинам и молдаванам поездки в Евросоюз. Это также означает наращивание технической помощи, облегчающей ту нагрузку, которая ляжет на плечи фермеров и бизнесменов в связи с введением новых норм и правил ЕС, когда две страны начнут движение в сторону углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
Чтобы запустить этот процесс и вывести регион из вечного забытья, Евросоюзу и элите Грузии и Молдавии (а в будущем, возможно, и Украины) придется проявить смелость. Действуя в таком духе, ЕС может сделать предложение, очень сильно отличающееся от всех остальных: нарисовать на долгосрочную перспективу четвертую букву — букву «Ч», означающую членство в ЕС, что он вполне успешно сделал в Центральной Европе и на Балканах.
Эта шестерка постсоветских государств на десятилетия отстает от стандартов Евросоюза, в связи с чем другим странам-членам ЕС нечего бояться. Когда возможности для членства появятся, а условия будут выполнены, Грузия и Молдавия займут место в конце очереди, за такими странами как Сербия и Турция. Даже такое обещание на далекую перспективу изменит стратегический расклад сил, позволив грузинам, молдаванам, украинцам и гражданам других стран региона стремиться к европейскому будущему.
Также по теме: Молдавия и Грузия - новая линия фронта между ЕС и Россией
Томас де Ваал — старший научный сотрудник программы «Россия и Евразия» Фонда Карнеги, автор нескольких книг о кавказском регионе.
----
Комментарии:
ddf2
Хорошо, что автор признает, что данные страны не очень-то хотят разрывать все связи с Россией. Стандартному западному «эксперту» нужно мужество, чтобы сделать такое признание. К сожалению, этого недостаточно, и такое заявление не имеет смысла. Прежде всего, следует ответить на вопрос о том, почему ЕС хочет взять эти шесть стран под свое крыло. Но разумного ответа на этот вопрос нет, кроме того, что Евросоюз хочет ослабить Россию. А в связи с этим обвинения в адрес русских, будто они своими интригами хотят подорвать усилия ЕС, являются чистой воды лицемерием.
Да, кто запугивал Армению, и как именно?
arrotoxieta
Задумайтесь вот о чем:
* Многие эксперты из ЕС и даже политики согласны с тем, что расширение Евросоюза в восточном направлении в 2000-х годах был в основном ошибкой. Чем крупнее Евросоюз, тем ниже качество обязательств перед ним.
* У ЕС нет денег, чтобы удержать Украину на плаву, не говоря уже о том, чтобы предложить ей восстановление промышленности. Ведь половина Европы разваливается на части, не только Греция, но и Италия, Испания, Португалия.
* Румыния и Болгария по-прежнему очень бедны, хотя они вступили в ЕС.
* Западная половина ЕС никак не сможет принять еще больше иммигрантов с востока.
* Крым никогда в истории не входил в состав украинского государства, и он все равно так или иначе воссоединится с Россией.
* ЕС должен развивать стратегическое партнерство С Россией, а не ПРОТИВ России. Грузия, Армения, Молдавия, кому нужны эти страны?
Как гражданин Европы и ЕС, я был бы рад, если бы сильная Россия сближалась с Европой.
Frnkl
Вы возможно помните карту Сэмюэла Хантингтона из его трактата «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Он там говорит, что Грецию, Румынию и Болгарию вообще не следовало принимать в Евросоюз. Они должны были стать членами экономического союза с Россией. Если бы это было сделано, не было бы европейского долгового кризиса, который возглавила Греция. Не было бы и решения Британии и Франции об отказе во въезде для румынских иммигрантов. Не было бы призывов исключить Румынию и Болгарию из зоны Шенгенского соглашения.
После введения евро нам нужен более структурированный, интегрированный и консолидированный Евросоюз. В него не следует включать миллионы и миллионы людей с более низкими доходами на душу населения, с более низким уровнем развития с любой точки зрения. Они стали тяжким бременем для всего союза (даже если этого хочется британцам). Нужно качество, а не количество.
Поэтому достаточно было последнего расширения на страны Центральной Европы (Польша, страны Балтии, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия и Словения), то есть, фактически на территории бывшей Австро-Венгрии + Польша + Прибалтика (протестанты и католики). Румынию и Болгарию не следовало принимать в ЕС....и уж тем более Украину (за исключением Львова, который тесно связан с Польшей и Литвой).
Не забывайте Хантингтона.