Владимир Путин официально открыл зимнюю Олимпиаду в Сочи в ходе изящной, завораживающей и временами сюрреалистической церемонии, которая была посвящена российскому прошлому и при этом аккуратно обходила некоторые наиболее спорные его моменты.
Одно из пяти олимпийских колец, выполненных в форме гигантских снежинок, не раскрылось, как следует, однако в остальном церемония открытия была одновременно масштабной и изящной и приковывала внимание к ключевым достижениям российской культуры – к музыкальному, художественному и танцевальному наследию России.
После часового парада с участием 3 тысяч спортсменов, которые скоро будут бороться за почти сто комплектов медалей, актеры, танцоры и певцы устроили для зрителей увлекательную экскурсию по российской истории – от бесчинств Ивана Грозного через романтический период XIX века к неожиданно короткому советскому эпизоду с пионерами, рабочими-стахановцами и колоритными персонажами из 1960-х годов, которые как будто прибыли прямо из свингующего Лондона.
Путин, наблюдавший за мероприятием, вышел на первый план только для того, чтобы дать официальный старт играм. «22-е Зимние Олимпийские игры в Сочи объявляю открытыми», – заявил он.
Некоторые моменты интересно было сравнить с церемонией открытия лондонских Игр 2012 года.
Выросшие из пола во время сцены бала из «Войны и мира» высокие колонны напоминали фабричные трубы, которые поднялись вверх в стратфордской постановке Бойла. Парящие балерины-голуби режиссера церемонии Константина Эрнста наводили на мысль о бойлевских крылатых велосипедистах, летавших в воздухе под музыку Arctic Monkeys.
Обычно у зимних Игр церемонии открытия не так экстравагантны, как у летних, однако после того, как Путин потратил на Олимпиаду 30 миллиардов фунтов, сделав ее самыми дорогими играми в истории, можно было с уверенностью сказать, что это мероприятие скромным не будет. Тем не менее, церемония не стала холодным грандиозным действом, вроде той сногсшибательной демонстрации военной четкости, которую мы наблюдали в Пекине.
Бесспорно, в ней были помпезные моменты – в частности, торжественное зажжение чаши. Однако в целом, как и творение Бойла, заложившего новую традицию церемоний открытия своим утонченным и трогательным спектаклем о том, «кем мы были, кем стали и кем хотим быть», это было зрелище, столь же предназначенное для зрителей, смотревших его по телевизору, как и для тех, кто присутствовал на стадионе «Фишт».
Скандал вокруг российского закона против гей-пропаганды, по-видимому, был на время забыт, хотя германская сборная все же нарядилась в форму цветов радуги. Многих испугало известие о самолете, который якобы был захвачен в Турции украинцем, собиравшимся лететь в Сочи, однако новости из Стамбула быстро развеяли тревогу.