Сочи. — Волонтеры забыли о своих обязанностях. Люди, отвечавшие за подготовку игры — за хронометраж, табло и еще тысячу деталей — немедленно покинули свои рабочие места и направились к ближайшему телевизору.
Когда американская мужская сборная по хоккею закончила свою воскресную игру, представители СМИ пошли, а в некоторых случаях даже побежали с арены «Шайба» в находящийся рядом в двух минутах ходьбы ледовый дворец «Большой».
Сборная России после овертайма со слабой Словакией снова оказалась на канатах с ничьей 0-0. Предстояли буллиты.
Одно дело говорить об осязаемом чувстве ужаса, которое охватывает весь народ, когда его национальная хоккейная сборная спотыкается перед игрой за золотую медаль. И совсем другое — ощущать его, погрузиться в эту постепенно исчезающую у страны-хозяйки уверенность, в страх не получить медали, который просматривался в расширенных зрачках зрителей, прилипших к экранам телевизоров.
Когда Илья Ковальчук, наконец, забил за Россию во втором раунде буллитов, перед экранами телевизоров возник кромешный ад. «Да, да!» — кричал мужчина лет 40. Официально он не был болельщиком, он был российским журналистом, хотя они все сегодня одеты в красно-белые куртки российской сборной, так что различить их непросто.
На местах для прессы начинается ликование. Загадываются желания, появляется надежда, и люди молятся богам, чтобы их Большая красная машина не превратилась в съежившийся лимон.
«Мы играем хорошо, но все хотят победить Россию у нее дома, — сказал Алекс Овечкин, когда Россия закончила групповой турнир с результатом 2-1 (технически 1-0-1-1, с одной победой и с одним поражением по буллитам). — Опять же, это Олимпийские игры. Никто не хочет допускать ошибки».
Читайте также: К российской хоккейной команде относятся как к рок-звездам
Русские закончили групповые игры пятыми, а это значит, что им придется сыграть дополнительную игру, прежде чем они смогут попасть в четвертьфинал. Хорошая новость для них состоит в том, что играть им во вторник предстоит с Норвегией, которая на 12-м месте по результатам всех игр. И если русские пройдут, им не придется сражаться с Канадой и США до тех пор, пока в следующее воскресенье не состоится матч за золотую награду. А плохая новость заключается в том, что им придется выиграть три игры, чтобы попасть туда.
Овечкин, Ковальчук, Евгений Малкин и остальные парни не просто знают, что такое превратности судьбы. Они легких путей не ищут и сталкиваются с ними постоянно.
«Нет давления? Да неужели», — шутливо спросил Семен Варламов.
«Да давление огромное», — сказал бывший вратарь «Вашингтон Кэпиталз», выручивший свою команду 27 сэйвами во время игры и еще двумя на буллитах.
Старый друг Овечкина и его товарищ по команде со Словакией играл здорово. Но даже его спортивная форма и талант не смогли компенсировать ту скованность и вялость, которую сборная России продемонстрировала в воскресенье в первые два периода.
Может, все это было предопределено заранее. Может быть, России, бывшей одним из явных фаворитов наряду с Канадой и США, надо побывать в статусе побежденной и пофлиртовать на краю пропасти с досрочным исключением из турнира, после чего она сможет привести свою Родину к славе и золоту.
А может, когда Овечкин говорил «Опять же, это Олимпийские игры. Никто не хочет допускать ошибки», он имел в виду нечто более глубокое. Эти игроки могли испытывать на себе давление президента Владимира Путина и еще 143 миллионов граждан, и давление это было настолько мощным, что играть в свою игру они уже не могут.
Так или иначе, наблюдать за тем, как шесть или восемь из лучших 15 хоккеистов в мире забавляются с неумирающей верой российского народа, это все равно, что смотреть, как дрянной мальчишка отрывает крылья бабочке.
Также по теме: Олимпийский хоккей 2014
А вот и обратная сторона: все это — невероятно хорошее предзнаменование для сборной США, которая наверняка усилила российское похмелье в игре со Словакией своей победой над русскими со счетом 3-2 после восьми воскресных буллитов.
Американцы (3-0, технически 2-0-1-0) в воскресенье блистали. Фил Кессел сделал хет-трик в игре со Словенией. Райан Миллер пропустил шайбу за 18 секунд до окончания игры, счет которой составил 5-1. Команда США стала первой в своей группе и получает второй номер в посеве, благодаря чему ей не надо будет играть вплоть до четвертьфинала, где она сразится с победителем матча Словакия-Чехия.
В отличие от русских, американцы не испытывают давления родных стен, и никто не возлагает на них большие надежды как на команду-хозяйку. В определенном смысле, им просто нечего терять.
В условиях того давления, которое испытывает команда России, кажется еще более странным то, почему российский тренер Зинэтула Билялетдинов две игры подряд не выставляет на послематчевые буллиты Овечкина, который едва ни не лучше всех в хоккее забивает голы.
Это не приводит в замешательство посла Олимпиады, но, по крайней мере, это уменьшает доверие к игроку, который как никто другой полон рвения забивать шайбы.
Да, здесь мы тоже болеем за Овечкина — особенно на протяжении этих двух недель.
«Это чисто тренерское решение, — сказал Овечкин в воскресенье вечером. — Я не собираюсь просить, чтобы меня туда поставили. Если будет шанс, я сделаю все возможное».
Если команда не получит золотую медаль, в этом нет никакого великого позора, несмотря на ту степень уныния, в которое придут миллионы россиян. Но есть некий стыд в том, что великолепная дружина, которая в определенный момент стала международной визитной карточкой российских спортсменов, не очень хорошо играет на Олимпиаде. Если русские не начнут прорываться к воротам противника с клюшками наперевес и с шайбой на кончике крюка, никакого Большого бедлама в воскресенье не будет.
Обнажите же все свое грозное наступательное оружие. Покажите ярость самой забивающей команды в современном хоккее. Спустите с привязи ... внутреннее «я» Овечкина.
После такого неубедительного промежуточного финиша всем понятно, что ничего иного сердце нации не воспримет.