Вывод войск Коалиции в 2014 году вызывает страх не только у переводчиков, работающих на иностранные контингенты. Афганские военные впервые за многие годы с риском для своей карьеры начали критиковать президента Хамида Карзая за нежелание подписать с США договор о дальнейшем сотрудничестве. Полковник Мохаммед Дост, командир батальона в провинции Забуль, не скрывает, что его солдат сильно беспокоит факт ухода сил Коалиции: «Если международное сообщество уйдет, то не возникает даже сомнения, что мы уступим Талибану». В последние недели военные все чаще высказываются по данной теме на местном телевидении, в средствах массовой информации. В январе генерал Моманд Катавазай в интервью кабульской телевизионной программе заявил, что все в Афганистане, включая военных, хотят подписания соглашения с США. На следующий день из Министерства обороны Афганистана ему сообщили, чтобы он больше не утруждал себя появлением на работе. Тем не менее, афганские военные продолжают публично высказываться: «Если американцы уйдут, то Афганистан станет одинокой овцой, брошенной на растерзание стае волков», «Мы будем жертвами Талибана» и т.п. За последние десять лет американцы потратили 50 миллиардов долларов на создание силовых структур в Афганистане. В год на поддержание боеспособности афганских подразделений США тратит около 4 миллиардов долларов. Если американцы прекратят финансовую помощь в случае неподписания договора Карзаем, то афганское правительство осилит лишь 12% необходимых денежных затрат на своих силовиков. Возникает резонный вопрос: как долго за действующую власть в Афганистане против талибов будет сражаться армия, рядовые которой не будут получать никакой оплаты?
Недовольны происходящим в Афганистане и сами американские военные. Естественно, по другой причине. Большой резонанс вызвала недавняя эмоциональная статья родителей «морского котика» Аарона Карсона Вона из «SEAL Team 6», погибшего в Афганистане в 2011 году. В статье, которая называется «Я вступил в армию не для того, чтобы быть принесенным в жертву: американские войска сыты по горло рискованной стратегией в Афганистане», речь идет об абсурдных правилах ведения боя, которыми вынуждены руководствоваться солдаты на поле боя. Жесткие правила, призванные минимизировать потери среди гражданских и улучшить имидж Коалиции среди афганцев, ввели в 2009 году, и, по мнению родителей погибшего «морского котика», именно они стали причиной крупных потерь среди американских военных. В статье упоминается эпизод, когда солдат погиб из-за того, что во время отражения атаки и последующего преследования отступающих талибов поступил приказ не вести огонь на поражение, так как талибы «теоретически уже могли сбросить оружие на бегу», тем самым превратившись в «мирных крестьян», не попадающих под определение законных целей. Из-за этого приказа погиб один из солдат в данном упомянутом эпизоде. Так как статья написана родителями погибшего военнослужащего, написана эмоционально, написана в дни, когда с начала года подтвердилась гибель уже 11 американцев в Афганистане (не учитывая сотрудников частных военных компаний), то она вызвала очередной широкий общественный отклик. Но в целом дискуссии об излишне жестких правилах ведения боя идут в США в военной среде с года их введения и время от времени достигают высокого накала. Именно в 2009 году происходит резкий рост американских потерь в Афганистане. Согласно правилам ведения боя, американцы не имеют права открывать огонь на поражение, вызывать авиацию, запрашивать артиллерийскую поддержку, уничтожать здания и укрытия, если есть хоть малейший риск, что могут быть убиты или ранены мирные жители. Даже если «мирный житель» — это талиб, который через секунду после стрельбы по американцам просто бросил свое оружие на землю.
Читайте также: Синдром 2014 года в Афганистане
Американцам приходится воевать не только с талибами. Февраль этого года сильно удивил и погодой. Военный аэродром Кандагара замер на целую неделю в начале месяца, так как город на юге Афганистана накрыло редким для этих мест снегопадом. Несмотря на все высокие технологии «Черные ястребы» (Сикорский UH-60 «Блэк Хок» — американский многоцелевой вертолtт — прим. ред.) встали без дела, прекратив все свои миссии по поддержке войск на земле. Один из пилотов «Ястреба» говорит, что в такую погоду на лопастях его вертолета может образовываться до 150 фунтов льда (около 70 кг), а баланс машины может нарушить и сотня грамм, и что хотя с этой конкретной проблемой справляется электрическое отопление лопастей, низкая видимость при снегопаде все равно затрудняет полет. Другой пилот также простаивающего в Кандагаре «Чинука» (Боинг CH-47 «Чинук» — американский тяжёлый военно-транспортный вертолет — прим. ред.) делится, что ничто не может подготовить к полетам в горах Гиндукуш, что летать в Корее и Ираке было легко, а в Афганистане погода более смертоносна, чем враг на земле.
На земле же свой растущий вклад в количество смертей вносят афганские дороги. В 2001 году в Афганистане, как пишут в The Washington Post, до вторжения американцев было всего 50 миль исправных дорог с твердым покрытием. В 2012 году после 4 миллиардов долларов инвестиций и 200 убитых талибами дорожных рабочих этот показатель довели до 10 тысяч, а затем силы Коалиции бросили вкладывать новые деньги в дорожную инфраструктуру, не надеясь, что хоть что-то можно изменить по данному вопросу в Афганистане, хотя и продолжают до сих пор заканчивать старые уже проинвестированные проекты. Но дороги без должного обслуживания быстро приходят в негодность, что затрудняет проведение военных и логистических операций, операций по эвакуации, повышает аварийность и смертность в результате ДТП, замедляет продвижение военных конвоев, делая их удобной целью для засад талибов. По некоторым оценкам, с 2012 года после двух лет отсутствия новых инвестиций в Афганистане сегодня уже разрушено до 40% построенных после вторжения дорог. Деньги в прямом смысле ушли на ветер. Отдельная история — это самодельные взрывные устройства (СВУ). Доходит до того, что в последнее время на главной дороге страны — «Шоссе номер 1» — одно подразделение саперов за сутки обезвреживает до 18 СВУ. Только на 12 милях этой дороги за полгода афганские саперы выкопали около 200 СВУ. Сами СВУ помимо гибели людей оставляют после себя воронки и кратеры, некоторые размером с грузовик, которые никто не торопится засыпать. Любые ремонтные бригады становятся сегодня целью талибов. На охрану ремонтников требуется выделять отдельные силы, ресурсы и деньги. 60 миль дороги, связывающей провинции Хост и Пактия, обошлись в 5 миллионов долларов за милю именно из-за расходов на безопасность рабочих. Впрочем, 15 миль этой дороги еще так и не построили. С 2006 года в Афганистане популярна фраза «Там, где кончается дорога, начинается Талибан».
Тем временем FoxNews опубликовали материал об успехе и буме американских художественных фильмов про «морских котиков». Фильм Act of Valor (в российской версии «Закон доблести»), вышедший в 2012 году, сделал в США 70 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в 12 миллионов долларов, фильм Lone Survivor (в российской версии «Уцелевший»), вышедший в 2013 году, сделал уже 115 миллионов долларов при бюджете в 40 миллионов долларов. Warner Bros купила права на создание фильма «Американский снайпер» по знаменитой автобиографии (продано более 400 тысяч копий книги) самого результативного американского снайпера Криса Кайла («Дьявола Рамади»), который предположительно убил 255 человек (из них 160 подтвержденных целей). Директором картины выступит сам Клинт Иствуд. Стивен Спилберг также проявляет интерес к военной тематике. Голливуд заинтересовался экранизацией бестселлера Эрика Блема «Бесстрашный», в котором речь идет об Адаме Брауне, «морском котике» из SEAL Team Six. В Голливуде в последние годы придают все больше и больше внимания героизации солдат и приходят к консенсусу, что «надо снимать и давать зеленый свет фильмам, позитивно изображающим военных», желательно на основе недавних реальных эпизодов и судеб.