Сто миллионов лет назад части Гондваны раскололись на Южную Америку и Африку. Но что было бы, если бы этот праконтинент раскололся как-то иначе? Эксперты представили себе, как бы в таком случае выглядела карта мира.
Вот это да! Представьте себе, что вы стоите в Гибралтаре на знаменитой Обезьяньей скале, но не видите перед собой Африки. Причем погода в этот момент стоит просто замечательная, но ее не видно. Ее просто нет, и ближайшая земля где-то там, на юге – это Антарктида, от которой вас отделяют несколько тысяч миль водной глади Атлантического океана. То, что побережье юга Европы выглядит нынче иначе, чем только что было описано, решилось около ста миллионов лет назад. Именно тогда части праконтинента Гондвана раскололись на Южную Америку и Африку.
Что из этого могло получиться в каких-либо иных обстоятельствах, показывает вымышленная карта, которую составили два геолога: Саша Бруне (Sascha Brune) из Немецкого геологического исследовательского центра в Потсдаме и Кристиан Хайне (Christian Heine) из Сиднейского университета (Австралия). Они также вычислили, почему форма обоих континентов сложилась именно такой, какой она является сейчас.
Когда-то в Гондване части света изначально располагались в непосредственной близости друг от друга. Если описывать это, пользуясь терминологией современной географии, то получится примерно так: на юге Буэнос-Айрес располагался неподалеку от Кейптауна, на севере – Гайана рядом с Гвинеей, а на экваторе находился нынешний бразильский город Форталеза, а где-то неподалеку от него – столица Нигерии Лагос. Однако уже за 117 миллионов лет до того праконтинент раскололся в направлении с юга на север, и между двумя его частями пролегал Атлантический океан. Впрочем, шириной он был примерно с фьорд.
От Нигерии в Гондване расходились две большие слабые области – так называемые рифтовые системы, одна из которых вела на север, в область современной Ливии, а вторая на запад, параллельно экватору. У них были схожие свойства.
Бруне и Хайне смоделировали эту ситуацию на компьютере. Решающим фактором при этом оказалось направление силы, разорвавшей Гондвану. Направлена она была на запад-юго-запад. В таком положении потребовалось намного меньше механических усилий для раскола праконтинента вдоль восточно-западной слабой области, чем в северо-южном направлении. Но случилось это только через 25 миллионов лет, когда напряжение параллельно экватору возросло, а в северном направлении снизилось.
Однако если бы тогда рифтовые системы Гондваны сформировались иначе, и северная была бы слабее, а западная сильнее, то современные континенты располагались бы на Земле совсем по-другому. Тогда Ливия находилась бы на Атлантическом побережье, а Тунис был бы узеньким полуостровом на краю Средиземного моря.