Нравится нам это или нет, но порты Латвии живут за счет российских грузов, к тому же, Россия является рынком сбыта для латвийских товаров на сумму более миллиарда евро, которые в ЕС в принципе не нужны.
Это ответ тем горячим головам, которые призывают Латвию немедленно начать экономические санкции против России, чтобы выразить свою позицию по украинскому вопросу. В экстремальном случае это может означать закрытие многих работающих в основном для российского рынка латвийских заводов. Что касается наших портов, где удельный вес российских грузов более 60%, то мы окажем услугу президенту России Владимиру Путину, который уже давно говорит о том, что российские грузы должны проходить через российские порты. Речь не о том, что Латвия, как и весь Европейский союз, не должна выразить твердую позицию по украинскому вопросу, заявив, что суверенитет и целостность Украины не могут ставиться под сомнение. Однако накопившиеся проблемы нужно решать конструктивно, а не сгоряча и, безусловно, не военным путем.
Прошлое 100-летней давности учит нас: хотя тогда ни одно из государств не хотело войны, однако шаг за шагом в нее все были втянуты, и последствия Первой мировой войны, по сути, еще и сегодня находятся в основе конфликтов. Если военные действия на Украине все же начнутся, то можно прогнозировать, что Россия победит украинскую армию, а западные страны в этой войне, по всей вероятности, официально участвовать не будут. На Украине боевики, наверное, продолжат борьбу аналогично тому, как это происходило в Чечне. Только на этот раз речь о намного большем суверенном государстве с населением 45 миллионов человек. Даже без обсуждения разрушительного эффекта войны для жителей любой страны можно сказать, что Россия не может допустить такую ситуацию, в том числе и экономически. Спад стоимости рубля на 19% в течение последнего года сделал российскую экономику уязвимой. К тому же, Россия зависит от сбыта на Западе двух своих главных экспортных товаров – нефти и газа. В том случае, если угрозы президента США Барака Обамы действительно будут реализованы, и Россию исключат из клуба G-8, это повлияет на ее возможности участвовать в определении мирового экономического курса. Замораживание российских средств в иностранных банках и уход инвесторов из находящихся в России совместных предприятий неизбежно приведет к ощутимым последствиям для российской экономики, и, возможно, воодушевит сепаратистов на окраинах Российской Федерации. Разумеется, последствия почувствует и Европа, которая сейчас на 30% (в случае Латвии – даже на 100%) зависит от российского газа. Однако это станет большим стимулом для поиска альтернатив в виде возобновляемых ресурсов и сжиженного газа. Вместе с этим можно говорить о кратковременных трудностях для Европы.
Если Россия будет «изгнана из G-8», то она, по всей вероятности, сможет делать, что хочет, и фактически отвязаться от так называемой западной модели. Кто будет в выигрыше от этого?! Если инвесторы покинут российские компании – стратегическую роль в совместных предприятиях, то в выигрыше может оказаться бизнес, сидящий за круглым столом в Кремле, который тогда в полной мере будет диктовать курс. Удержание Крыма с экономической точки зрения станет для России, словно камнем на шее и еще одним мероприятием по спонсированию вдобавок к Чечне, Абхазии и Осетии. Можно только гадать, как это будет функционировать на долгосрочную перспективу, если уже на помощь Украине в размере 15 миллиардов долларов Россия собиралась использовать средства своих пенсионных фондов. Сама Украина, по сути, уже обанкротилась и без финансовых вливаний извне, похоже, существовать не сможет. Таким образом вопросом двух сверхдержав – Европейского союза и России – является то, каким образом уладить такое положение. Путин вроде бы согласился на предложенное канцлером Германии Ангелой Меркель создание совместной рабочей группы России и Украины с привлечением других стран. Что из этого получится - увидим, но тупиковая ситуация это не хорошее решение ни для России, ни для ЕС, потому что он граничит с Украиной и не может не считаться с последствиями этих событий.
Перевод: Лариса Дереча.