На прошлой неделе США приняли решение о введении финансовых и визовых санкций в отношении России и ее граждан в связи с ситуацией на Украине. Решения, принятые США, впечатляют даже видавших виды юристов.
Исполнительное распоряжение президента Барака Обамы по Украине во многом беспрецедентно. Ранее США не вводили санкции против лиц, мирно отстаивающих право на самоопределение, закрепленное, в частности, в статье 1 Международного пакта 1966 года о гражданских и политических правах. В силу этого права народы свободно устанавливают политический статус и обеспечивают свое развитие.
Более того, еще в июле 2009 года США представили международному суду комментарий в связи с рассмотрением ситуации в Косово. Тогда Вашингтон заявил, что «правовой принцип территориальной целостности не препятствует негосударственным образованиям мирным путем объявлять о своей независимости». Гаагский суд пришел к аналогичному выводу, признав тогда законность односторонней декларации о независимости Косово против воли Белграда. По логике это решение уточняет действующие нормы современного права.
Прошло всего пять лет, и позиция США резко переменилась, причем вопреки собственному пониманию значения прецедента в правовой системе. Похоже, что эти правовые «шатания» — свидетельство глубокой дисфункции стратегического мышления, которое переродилось в ситуативное и, по большому счету, свидетельствует о непринятии реальности, которая расходится с установками в духе «победы в холодной войне». Наверное, поэтому, как признает Томас Фридман из New York Times, США и Запад в целом изначально взяли порочный курс в отношении России, начиная с решения о расширении НАТО. Став его заложниками, они реагируют непоследовательно, акцентируя стремление продолжать жить в мире, который уже перестал существовать.
Очень жаль, что, как показывают события на Украине и вокруг нее, теперь и ЕС используется в качестве инструмента в этой безответственной «игре с нулевой суммой». Не удивительно, что последствия - те же.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.