В последнее десятилетие польское общественное мнение успешно направляется в русло господствующего глобализма, в котором интересы самих поляков становятся фактором, не имеющим особого значения. Это касается не только навязывания нам «цивилизации смерти», но и формирования национальных интересов, что явственно продемонстрировали последние события на Украине.
Закат Запада
Соединенные Штаты посвятили 25-летний период своего доминирования поддержке Израиля и подчинению арабских стран. Пользуясь этим, многолюдные государства Дальнего Востока Китай (1,2 млрд жителей) и Индия освободились от оков неоколониализма и стали сильными в экономическом плане мировыми державами. И если Китай благодаря своему стремительному росту (каждый год эти показатели достигают двузначных значений) уже в ближайшие годы станет первой экономикой мира, то Индия в 2060 году сможет производить 18% ВВП стран Организации экономического сотрудничества и развития + «Большой двадцатки». На первом месте будет Китай с показателем в 28%, а США опустятся до уровня в 16%. Для еврозоны этот показатель составит 9%, для Японии — 3%.
Экономический рост азиатских колоссов будет означать кризис для стран Запада, которым придется поделиться своим доступом к ограниченному количеству ресурсов. Первые эпизоды борьбы за ресурсы – это перенаправление поставок из стран Африки и Южной Америки, тоже обретающих все большую самостоятельность.
Освобождение из-под влияния Запада целых континентов имеют свою политическую, экономическую и военную цену. Несмотря на свое технологическое и военное превосходство, Запад постепенно уходит на задний план. Его сила временна, поскольку она отражает расходы предыдущего периода. И если сейчас расходы США на армию составляют 682 млрд долларов или 4,4% ВВП, то в Китае они доходят до 166 миллиардов долларов, то есть 2% ВВП (это почти в два раза больше, чем в России, где на эти цели тратят 91 миллиард). И призывы к разным странам, в том числе к Польше, о том, что нужно затянуть пояса и увеличить военные расходы, эту тенденцию не изменят.
Китай старается продемонстрировать, что он не угрожает Западу, и терпеливо ждет начала своего экономического доминирования в мире, когда даже меньшие расходы на вооружения обеспечат военное преимущество. В последние десятилетия Пекин следует именно такому политическому руслу, воплощая в жизнь семь принципов, сформулированных архитектором китайских реформ Дэном Сяопином: хладнокровно наблюдайте, обезопасьте наше положение, завоевывайте доверие, скрывайте свои возможности, выжидайте, когда наступит ваше время, при этом оставаясь в тени, претендуя на лидерство, и нанесите удар, когда победа будет вам обеспечена.
Сибирь для китайцев
В такой перспективе следует рассматривать последние события на Украине, среди которых знаменательным был декабрьский визит Виктора Януковича в Пекин, где он в торжественной обстановке подписал программу стратегического партнерства между Китаем и Украиной на 2014-018 годы. В пакет входило более 20 соглашений, меморандумов и контрактов на общую сумму 30 миллиардов долларов, а также кредит для Украины в размере 18 миллиардов.
Китай успешно налаживает экономические связи с азиатскими постсоветскими странами, чему способствует ослабление позиции России, которая ищет у китайцев поддержки в конфронтации с Западом. Однако опора на Пекин может оказаться для Москвы самоубийственным шагом. Сейчас в Сибири проживает всего 24 миллиона человек, уже в ближайшие полвека при сохранении современных трендов эта территория будет заселена преимущественно китайцами – их число может дойти там до 50 миллионов, а за границей будет оставаться еще миллиард. В то время, как население России составляет всего 140 миллионов человек (из них русских – 100 миллионов), в одной лищь Индии за последние пять лет число граждан, имеющих право голосовать на выборах, увеличилось на 100 миллионов.
Европейский Союз жалуется, что он на 30% зависит от российского газа и подчеркивает, что богатство России основывается на экспорте сырьевых товаров – это 92% (485 миллиардов долларов) всего объема ее экспорта. При этом обычно остается незамеченным факт, что товарооборот России и Китая относительно невелик: объем экспорта в Китай составляет всего 33,6 миллиарда долларов и сравним с показателем экспорта в Польшу – 19,6 миллиарда. На самом деле перед Европой нависла угроза того, что необходимые Китаю для его экономической экспансии ресурсы станут для Запада гораздо дороже. С этой точки зрения последние мировые конфликты выглядят иначе.
Представляется, что политика Владимира Путина, которая нацелена на сплочение общественности внутри страны и демонстрацию «прогнившему Западу», что Россия вышла из состояния упадка, играет на руку Китаю, поскольку она отвлекает внимание США, предоставляя Пекину время на усиление потенциала. Россия сама бросается в объятия Китая, а Запад своими угрозами лишь отвлекает внимание россиян от опасности аннексии Сибири, одновременно приближая российские границы к польской территории ценой Украины и, в большей степени, Белоруссии. Не стоит удивляться, что Соединенные Штаты и Израиль в переговорах с Москвой готовы пожертвовать интересами Украины и Восточной Европы, поскольку взамен они могут получить уступки в Сирии и Иране. Соединенные Штаты, находящиеся в конфронтации с Китаем, не хотят, чтобы Россия, спасая себя, подчинилась этой стране, а одновременно рассчитывают, что со временем, будучи безопасным оазисом для олигархов, они смогут благодаря ним захватить в России власть, окружив Китай с севера и востока (Япония) и поссорив его с находящейся на юге Индией.
С этой точки зрения действия Польши должны кардинально отличаться от тех, что мы наблюдаем сейчас. Нам следует терпеливо ждать, пока давление Китая заставит Россию обратить на него внимание, и стараться поддерживать с ней экономическое сотрудничество, не позволяя, чтобы Москва через нашу голову договаривалась с Германией. Видя, как наши западные соседи, используя ослабление Америки, сумели захватить контроль над Европейским Союзом, мы должны быть осторожны: немцы могут склонить нас к антироссийским акциям, отвлекая наше внимание от собственных планов, которые стали основной угрозой польскому суверенитету.
Китайский принцип, сформулированный Сунь-цзы, гласит: «Если вы не знаете планов своих врагов, вы не создадите прочных союзов». Действуя, ориентируясь на долгосрочную перспективу, за нашу общественную поддержку Украины, мы должны в ответ добиться признания резни в Волыни и Восточной Галиции геноцидом с распространением этой информации в украинских школьных учебниках, а также использовать политический момент, чтобы отправить в музей все памятники «благодарности» Красной Армии. В первую же очередь, нам следует стремиться к возрождению собственной независимости, оспорить ограничения, которые ввел Лиссабонский договор, и заняться поддержкой семьи, чтобы мы не вымерли уже в следующем столетии, к чему все пока идет.
Цезари Мех – бывший заместитель руководителя Канцелярии Сейма Польши и заместитель министра финансов, автор экономической программы партии «Право и Справедливость» 2005 года.