Испанские эксперты скептически восприняли известие в виду недостаточности доказательств.
Сочельник 1492 года стал для Христофора Колумба роковым. Судно, на котором он следовал к месту встречи с вождем одного из индейских племен Гуаканагари на территории современного Гаити, село на мель. У штурвала стоял неопытный юнга. Колумб был в ярости — он строго запрещал, чтобы кораблем управляли недостаточно опытные моряки. Но ярость адмирала никак не способствовала выходу из сложившейся ситуации. В течение нескольких часов весь груз с каравеллы был перенесен на берег. А за последующие дни само судно было разобрано на доски — они пошли на строительство форта Ла-Навидад на острове. В своем дневнике Колумб записал, что от «Санта Марии» «не осталось и гвоздя», рассказывает испанский археолог Карлос Леон.
Что же могло сохраниться от каравеллы? Очень мало. «Это не обычное крушение. Корабль сел на мель, из него удалось вытащить припасы, а дерево остова пошло на строительство. Мог остаться балласт — им служили большие камни, которые помещали в трюм, но по камням слишком сложно идентифицировать судно», — утверждает Леон, которому не раз приходилось изучать корабельные обломки из Карибского бассейна.
Известие о возможной находке каравеллы Колумба близ Гаити, опубликованное в британской газете The Independent, испанский специалист оценивает скептически. «Археологи — как врачи, мы не можем поставить диагноз, не получив достаточных подтверждений его правильности. Мы не можем сказать: это возможно, потому что есть вариант, что это не так», — говорит Леон. «В старину корабли очень часто заходили в этот район. Если речь идет только о балласте, то весьма сомнительно, чтобы можно было с уверенностью сказать, какому судну он принадлежал. А если было найдено что-то еще, о чем пока не говорят, тогда нужно дождаться, пока скажут», — добавляет он.
Американский исследователь Барри Клиффорд, который нашел в 1984 году пиратский корабль «Уида», утверждает, что остатки «Санта Марии» лежат на дне к северу от Гаити. Он пришел к этому выводу, проанализировав фотосъемку десятилетней давности и более свежие фотоматериалы недавно проводившейся поисковой экспедиции.
«Данные подводной топографии, археологические и географические доказательства убеждают нас в том, что корабельные остатки принадлежат флагманскому судна Колумба», — заявил Клиффорд. «Правительство Гаити оказало поддержку исследованиям, и мы будем продолжать совместную работу с целью провести полные археологические раскопки», — добавил он. В последние года Клиффорд и его команда использовали самые современные средства поиска, в том числе магнитометры, для обнаружения судна.
«Мы проинформировали власти Гаити о находке и надеемся, что они обеспечат должную охрану соответствующего участка. Это уникальная возможность явить миру материальные остатки корабля, который изменил мир», — сказал Клиффорд газете The Independent.
Информация о том, что найдены остатки каравеллы Колумба, была встречена с недоверием испанскими экспертами, которые уверены, что для таких утверждений недостаточно научных доказательств. Напротив, существует много возражений против такой возможности. Существует три основных возражения:
1. В результате геологических исследований, осуществленных много лет назад, было установлено, что место, где затонула каравелла, в настоящее время является сушей. «Маловероятно, что речь идет о „Санта Марии“, потому что береговая линия сильно изменилась, море отступило. Полезнее в этом смысле были бы археологические раскопки на земле», — уверяет Мигель Арагон, бывший заведующий отделом подводного культурного наследия Военно-Морского Флота Испании.
2. Район активного мореходства. Карибы являются одним из регионов мира, где испанский флот потерял наибольшее количество судов. В представленном в 2012 году списке значится, что из 1580 кораблекрушений во всем мире, 314 (26,7%) приходятся на воды близ Северной и Центральной Америки и Карибского бассейна. В водах Гаити зафиксировано как минимум семь, в Доминиканской Республике — 14, а на Кубе — 176 кораблекрушений. Такая плотность происшествий заставляет особенно внимательно относиться к любым находкам в данном районе.
3. Слабость доказательств. Из-за того, что «Санта Мария» была разобрана на строительство форта, слишком мало материальных остатков могли затонуть, чтобы идентифицировать их принадлежность к тому или иному судну. Даже профессор Чарльз Бикер из Университета Индианы (США), который сопровождал Клиффорда в поисковой экспедиции, пояснил, что необходимы раскопки для получения необходимых доказательств. Сам Клиффорд сообщил, что в этом месяце снова отправился на место исследований 2003 года с целью повторно сфотографировать и изучить видимые остатки судна, сообщает Europa Press. Однако все эти объекты, которые могли бы оказаться решающими для исследования, были вывезены незаконным образом. Именно поэтому исследователь обратился к гаитянскому правительству с просьбой обеспечить надежную охрану участка. По его мнению, полные археологические раскопки смогут подтвердить его гипотезу и пролить свет на неизвестные детали в истории открытия Америки. «Если подтвердится, что это „Санта Мария“, то это будет величайшее открытие, но из того, что по этому поводу было опубликовано в прессе, никак нельзя заключить, насколько это вероятно», — заключает Антонио Контрерас, капитан первого ранга и ответственный за подводное культурное наследия Института истории и культуры мореплавания.